Христианство появилось в Армении в I веке н. э. когда, согласно преданию, в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, последние считаются основателями Армянской апостольской церкви. В начале IV века (традиционная дата 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.
Армянская апостольская церковь - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Православных Церквей. В богослужении используется армянский обряд. В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикоса та Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине и Киликийский - Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с 1930 года) в Антилиасе, Ливан.
Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Согласно летописи римского историка Евсевия Кесарийского и множества других источников, армянский царь Абгар 5 – первый царь, принявший христианство при жизни Христа. Во времена правления Абгара V родился Иисус Христос. Царь, болевший проказой, написал письмо Иисусу Христу с приглашением в Эдессу Это послание принес Анан, вестник Абгара, вместе с изображением лика Спасителя
Спас Нерукотво́рный В 944 году Нерукотворный образ был торжественно перенесён из Эдессы в Константинополь.
В I веке нашей эры жена благочестивого армянского царя Абгара V, правителя Эдессы, Святая Елена ( Հեղինե ) отправилась в Иерусалим. Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала голодающим, о чем и свидетельствует Иосиф. Ее примечательная могила перед воротами Иерусалима сохранилась до сегодняшнего дня». Древняя сирийская рукопись, переведенная на армянский язык в XI веке, повествует о том, что царица Елена построила на Святой Земле первые христианские Церкви и Часовни: «вначале была построена большая каменная часовня в форме пирамиды на могиле Христа, затем небольшая – на Елеонской горе, на том месте, где находятся следы Его ступней. Потом обнесла каменной оградой святые Ясли Иисуса в Вифлееме. Далее повелела соорудить арку над могилой Иакова, сына Заведеева». В работе Мкртича вардапета Арцрунян «Подпись Святого Града Иерусалима» (1859 г.) сказано о том, что «Святая Елена встречалась на Сионе с Богородицей, от Нее узнавала о жизни нашего Господа. На седьмой год пребывания в Иерусалиме она скончалась и была похоронена с почестями». Южное крыло Собора Святых Иаковов занимает Церковь Эчмиадзин, которая до середины XVII века была открытым притвором. В 1663 г. Патриарх Егиазар Айнтапци превратил этот притвор в Церковь и основал в ней престол. В центре алтаря Церкви Эчмиадзин изображена сцена крещения царя Армении Трдата III Григорием Просветителем в 301 году.
История принятия христианства в Армении связана с двумя именам: Григорием Просветителем и Трдатом III Великим. Официальной датой крещения Армении считается 301 г. Весьма интересно предание о Григории и о том, как ему удалось крестить языческую страну. Григорий, являясь христианином, был особо приближенным человеком при дворе царя Трдата. Трдат поначалу не признавал новой религии и не догадывался о вере своего приближенного. Однако во время поклонения в одном из капищ Григорий отказался принести жертву и поклониться богине Анаит. С этих пори начались новые гонения на христиан, а Григорий был посажен в темницу на более чем 10 лет. На месте, где Григорий отбывал свое наказание – сейчас монастырь Хор- Вирап, у подножья горы Арарат. Царь, однако, поле столь жестокого отношения с Григорием тяжело заболел. И однажды сестра царя, видев сон, где у ней явился ангел и сказал, что только лишь Григорий сможет излечить царя. Однако взамен Трдат обязан признать веру Христа. Григорий действительно помог царю и слово было сдержано. Началась повсеместная борьба со старой верой – язычеством. Зачастую многие храмы сопротивлялись и становились ареной кровопролитных сражений, однако в течение следующего столетия новую религию признали все армяне в государства.
В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года - 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,3 % к деноминации Свидетелей Иеговы (имеющей отличия как от традиционных христианских церквей, так и от протестантских), 0,25 % православных. В Армении живёт 3 тысячи иудеев, в основном в Ереване. А также Езидов. В Ереване проживают около тысячи мусульман курды, персы и выходцы с Ближнего Востока. Армения (всего) чел. Армянская апостольская Церковь чел.