ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ 4Р
Термин "маркетинг-микс" был впервые представлен в 1953 г. Нилом Борденом в президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации. Под термином "маркетинг-микс" ("комплекс маркетинга") понималось определенное сочетание элементов. В 1960 г. Маккарти предложил классификацию, названную "4Р" и объединяющую четыре элемента (product, place, price, promotion).
Product Price Цена является важным элементом комплекса маркетинга, она отвечает за конечную прибыль от продажи товара. Place Место продажи обеспечивает доступность продукта для целевого рынка и означает, что товар компании должен присутствовать на рынке в нужном месте (там, где целевой потребитель может его увидеть и купить) в нужное время (тогда, когда у целевого потребителя возникает потребность его купить). Другими словами место продажи обозначает модель дистрибуции товара компании. Promotion Продукт – это первое, с чего начинается работа над маркетинг миксом.
«продукт»: Символика бренда: имя, логотип, фирменный стиль Функционал продукта – необходимые и уникальные свойства товара или услуги. Необходимый уровень качества продукта – с точки зрения целевого рынка. Качество продукта должно строится на восприятии потребителей. Внешний вид продукта – стиль, дизайн, упаковка Вариативность или ассортиментный ряд продукта. PriceProduct Решения, которые могут быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне :
Promotion Place «место продажи»: Рынки, на которых планируется продавать товар. Каналы сбыта, через которые планируется продавать товар. Вид сбыта (эксклюзив, ограниченный список дилеров или неограниченный сбыт) условия контракта: длительность (разовая сделка или долгосрочный контракт), доставка (самовывоз или транспорт поставщика), оплата (предоплата, отсрочка платежа, ), размер партии, способ доставки (контейнер, почтовый вагон, автофургон, авиа) и т. д. Управление запасами товара и логистика (уровень страховых запасов, требования к срокам годности и т.д) Решения, которые могут быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне :
ЭЛЕМЕНТ I. PRODUCT Пример: морально устаревшая, но технологически совершенная пишущая машинка Olivetti, уступающая самому примитивному компьютеру.
ЭЛЕМЕНТ II. PRICE небольшой магазин снижает розничную цену на один из товаров массового спроса в своем ассортименте до уровня закупочной цены в надежде на то, что покупатели попутно купят и другие товары по «обычной» цене. Если маркетинговый результат будет достигнут, то совокупное увеличение объемов продаж позволит договориться с поставщиком о дополнительной скидке на этот товар и сохранить конкурентное преимущество.
ЭЛЕМЕНТ III. PLACE Пример: пиво можно продавать на оптовых рынках, в специализированны х отделах магазинов и через рестораны.
ЭЛЕМЕНТ IV. PROMOTION Самая свежая пицца Одна американская компания прикрепила к велосипедам своих курьеров… духовки. На самом деле, конечно, это были всего лишь замаскированные коробки для доставки пиццы, но клиенты сразу понимали: пицца этой компании – самая свежая, с пылу с жару!