Духовно – нравственное воспитание обучающихся в современной школе
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души и бездуховности…» (В.А. Сухомлинский)
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» (В.А. Сухомлинский)
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания обучающихся, поскольку это затрагивает как судьбы самих обучающихся, так и судьбу России.
На каком фоне сегодня идёт формирование обучающихся? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.
Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций обучающихся оказывают СМИ, особенно телевидение - наиболее влиятельное из них.
Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
И все- таки, ключевая роль в духовно - нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм: любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; – гражданственность: закон и порядок, правовое государство; – социальная солидарность: свобода личности, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество: мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; – наука: ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; – семья: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
– труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; – традиционные российские религии: представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности,
– искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; – природа: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
По вопросу духовно – нравственного воспитания обучающихся мною проведены следующие классные часы:
Солдат войны не выбирает
Главное слово в каждой судьбе
Конституции России – 20 лет
Поле русской славы
Мы выбираем жизнь
Толерантность и мы
Афганистан – наша память и боль
День защитника Отечества
Отважные спасатели России
Подросток и закон
Терроризм – угроза обществу
Сохраним планету земля
Всемирный день авиации и космонавтики
Чернобыль – черная быль
Моя малая родина поселок Гигант
Экскурсия в осенний парк
Наш поселок зимой
День Победы
Презентацию подготовила Сироштанова Е.А., МБОУ СОШ 76, п. Гигант 2014 год