Современные аспекты общей теории права Современные аспекты общей теории права Никколо Макиавелли: государство, право и власть Москва 2016 г.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527) Итальянский учёный, живший во Флоренции, который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку. Занимал во Флоренции пост государственного секретаря, отвечавший за депломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Никколо роделся в деревне Сан-Кашано, рядом с городом- государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо де Николо Макиавелл, адвоката, и Бартоломмеи де Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.
Статуя у входа в галерею Уффици во Флоренции Надгробие Никколо Макиавелли
Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, писал он в "Государе", я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "... Расстояние между тем, как люде живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное раде должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру".
Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люде, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство. Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходет к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по сути дела признает реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового государя", он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать утверждает флорентийский мыслитель.
Никколо Макиавелли хорошо знал монархический и республиканский режим правления. Его интересовали механизмы власти, способы государственного управления. Он показал, что кроме средневекового подхода о божественном предопределении власти существует объективный подход исторической необходемости и закономерности. Он превратил политику в науку, обобщил исторический опыт, показал, что для успеха политика не хватает соблюдения законов морали и нравственности, нужны еще законы силы и выгоды. Макиавелли установил, что политическое искусство зависит от природы человека, существующих политических кланов и интересов. Он неоднократно подчеркивал, что политик никогда не добьется успеха, руководствуясь нормами морали и благородством. Любые способы могут быть использованы, был уверен Макиавелли, только для процветания государства и благополучия граждан, для созидания, а не для разрушения. Для создания государства не подходят легитимные демократические принципы. Сломать «развращенный», но устоявшийся порядок может только неограниченная власть дектатора. Жестокость, коварство и насилие побеждаются только жестокостью, коварством и насилием. Однако их нельзя постоянно использовать против граждан или подданных государства.
«Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление.
В трактате «Государь» описывается методология захвата власти, методы правления и умения, необходемые для идеального правителя. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и его правлении. Книга содержит описание принципов прихода к власти и удержания монархии и республики. Макиавелли описывает такие варианты прихода к власти, как удача (умелое использование стечений обстоятельств), доблесть, подлость или преступление, а также выбор решение групп населения (народа или элиты). «Государь» стал политическим учебником для претендентов на престол, для тиранов, наподобие Сталина и Гитлера.
В трактате "Государь" Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководетелям. По большому счету, "Государь" это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник специальный термин "макиавеллизм", который характеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть раде власти, жестокость раде жестокости Макиавелли порицал. В то же время внешне осуждая Макиавелли, многие европейские политики на деле, в своем собственном правлении применяли все те средства, о которых писал флорентиец. Это не говорит о том, что они основывались на трудах Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа власти и законов управления обществом.
Спасибо!!!