Лекция 13 Обобщение и систематизация знаний при обучении физике в школе и вузе. ПОДГОТОВИЛА: КУЛАМАНОВА А.Б.
Обобщение и систематизация знаний при обучении физике в школе и вузе Это есть мыслительная деятельность, в процессе которой вырабатывается системный подход к физике и системный подход к собственной личности.
У системы есть: системообразующий фактор главная полезная функция.
Системообразующий фактор Системообразующий фактор очевиден - это единство законов природы.
Главная полезная функция Главная полезная функция (ГПФ) – быть основой рефлексии в восприятии мира в целом, в восприятии физической картины мира.
Обобщение знаний Обобщение знаний - процесс формирования системных знаний по физике, т.е. знаний, структура которых подобна структуре физической теории. Систематизация физических знаний предполагает усвоение знаний в их логической связи и преемственности, организацию их в систему по какому-либо признаку. Обобщение обязательно должно проводиться на всех уровнях физического знания.
Уровни обобщения: ФКМ (и ЕНКМ) - иерархия теорий, их взаимопереходы и взаимопересечения, исходные идеи, «белые пятна», современные направления развития науки; система и взаимосвязи естественных наук. методологические основы научного познания - принципы и категории естествознания, концепции и методы научного познания (эмпирические и теоретические), их конкретное применение. фундаментальные физические теории, их структура, эволюция теорий (система частных теорий), границы их применимости, дальнейшее развитие. общенаучные понятия вещества, поля, взаимодействия, энергии, пространства и времени, их конкретизации в различных областях.
Как реализовать обобщение и систематизацию в школе и в вузе На занятиях полезно акцентировать внимание учеников на взаимосвязь физических теорий (разделов учебного курса физики), и пользу междисциплинарных связей (математика, химия, биология). Ибо времени на организацию специальных занятий по обобщению и систематизации нет, разве что на факультативах. Для студентов технических специальностей обязательно нужны три-четыре аудиторных занятия в конце курса физики. Физика есть основа естествознания и основа техносферы – эта мысль и должна служить основой научного мировоззрения будущих инженеров.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !