Чувство Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. Чувства появляются позже под влиянием воспитания и развития духовного мира у человека. Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСШИХ ЧУВСТВ КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСШИХ ЧУВСТВ Моральные (нравственные) Интеллектуальные (познавательные) Эстетические Практические
Эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. Особенность - ярко выраженный, сценический характер. симпатия /антипатия, привязанность/ отчужденность, уважение/ презрение, признательность /неблагодарность, любовь/ненависть товарищество и дружба, долг и совесть
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувства юмора и иронии Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний
Возникают и развиваются при восприятии и создании Реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга. отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического
Чувства, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, ее успешность или не успешность, трудностями ее осуществления, ее завершением творческими чувствами. В сфере практических чувств было специально выделена разновидность, которая связана с творческим трудом и имеет ряд своеобразных черт. Она называется творческими чувствами. Подъем от самого процесса деятельности, волнение и наслаждение от процесса открытия
Воспитание Самовоспит ание Социальная среда ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Воспитание как социальное явление Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, формирования личности человека и подготовки его к роли в трудовой, культурной и публичной жизни. Воспитание как педагогическое явление Воспитание как педагогическое явление значит целенаправленную, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Дошкольный возраст Дошкольный возраст – это период начального фактического складывания личности. Ребенок еще лишь научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно закладывать базы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания. Нравственные чувства появляются в отношении ребенка к самому себе и к другим.
На протяжении дошкольного детства происходят принципиальные конфигурации в эмоциональной сфере ребенка Эстетические Нравственные Интеллектуальные Природа Изделия народных мастеров Художественная литература, рисование, лепка и аппликация Музыка Прогулки Живой уголок Игра
В школе происходит дальнейшее улучшение эстетических чувств и вкусов Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Ребенок Права и обязанности художественно- изобразительная деятельность кружки Радио телевидение Красочно оформленные книги Отношения с классом Чувство товарищества и забота о матери Жажда знаний любознательность
Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию. Ребенок общение коллектив развитие нравственного сознания собственные взоры и убеждения Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. В общении осуществляется отношение к человеку, конкретно как к человеку. Мировоззрение коллектива сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей
Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешность и не успешность. Эстетические чувства отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или низменному. Практические чувства - это чувства, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, ее успешность или не успешность, трудностями ее осуществления, ее завершением.