Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста Выполнила: Попеляева Е. П.
Сухой способ. 1 вариант. Высыпать горсть песка на доску и окрашивать его мелком (сухой пастелью), стачивая его о песчинки. 2 вариант. Песок и истолченный мелок (сухую пастель) поместить в полиэтиленовый пакет и перемешивать их до окрашивания песка. Разложить цветной песок по баночкам для хранения. Мокрый способ. 1 вариант. Предварительно развести краску в воде, песок рассыпать тонким слоем на клеенке. Раствором с красителем залить или равномерно опрыскать песок. 2 вариант. В плотный прозрачный пакет положить порцию песка. Залить в пакет раствор с красителем, плотно закрыть его и начать мять в руках. Прокрашенный песок разложить тонким слоем на клеенке для просушки.
Для его создания необходимо взять очищенный и просеянный природный мелкий песок, смешать его с крахмалом, добавить воды (4:1:1). Все тщательно перемешать. На основе крахмала: в воде размешать краситель, затем все аккуратно влить в крахмал, одновременно размешивая массу( 100:250). Все тщательно перемешать. На основе муки: смешать муку и растительное масло (4:1).
1. Песочная терапия (Маргарет Ловенфельд, Дора Калф, Карл Юнг, Герберт Уэльс). а) юнгианская песочная терапия. б) гештальт–терапия. 2. Игротерапия (В. Экслайн). 3.Арт-терапия. 4. Сказкотерапевтический подход (Т. Зинкевич- Евстигнеева). 5.Плассотерапия. 6. Сенсорная песочница. 7. Рисование песком (песочная анимация, световой стол).
Работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Для малышей песок – прежде всего материал, который интересен, как и все вокруг. Для малышей от 2 до 4 лет песок – это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков.
В период адаптации ребенка к детскому саду игры с песком способствуют: Быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем. Снижение высокого уровня психического напряжения. Развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика. Ребенок осваивает нормы и правила поведения в группе и в общении с другими детьми. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь.
1.Подготовительный. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка. Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
Игры и упражнения на данном этапе: «Песочный дождик», «Необычные следы», «Отпечатки наших ручек», «Потопаем как слоники» и другие.
2. Непосредственно обучающая часть. Цель: развитие сенсорных способностей, предметно- практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
3. Самостоятельные игры. Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях.