Механизмы формирования универсальных учебных действий
В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствовани ю путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком – совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные самоопределение; смыслообразование нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка
Познавательные Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта
9 Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются обучающимися. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся
Формирование универсальных учебных действий Учебные предметы Внеурочную деятельность Воспитательную систему
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий Учебные ситуации Ситуция-проблема Ситуация-иллюстрация Ситуация-оценка
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий Разные типы задач Личностные УУД(на смыслообразование, на мотивацию, на развитие Я-концепции) Коммуникативные УУД (на учет позиции партнера, организацию сотрудничества, ролевые игры) Познавательные УУД (задачи поиска решения, смысловое чтение, мини исследования) Регулятивные УУД(на планирование, целепологание, ориентировку, принятия решения, самоконтроль)
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий Исследовательская деятельность учащихся Проектная деятельность учащихся Чтение текста
Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Дискуссии Тренинги
Практикум Соотнесите типы заданий и УУД УУДТип заданийОбоснование личностные познавательные регулятивные коммуникативные