Разработка урока по литературе для учеников 10 класса: «Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Выполнила работу Студентка группы ИКТФ151М Клюйко Алена Сергеевна
Тип урока: урок открытия новых знаний ( изучение художественного произведения) Цели урока: Метапредметные: совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать и делать выводы. Личностные : развивать творческую речевую деятельность учащихся и эмоциональную восприимчивость. Предметные: продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение о прочитанном.
Форма урока: урок-беседа. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), учебник. Задача урока: Раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети» и понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Виды деятельности: Продуктивная: чтение текста произведения с комментариями и беседой, тестовая проверка на знание романа. Исследовательская: анализирование художественного произведения, применение аргументирования и доказательств. Поисковая: поиск ответов на поставленные вопросы.
Форма учебной деятельности Задание Время выполнения задания фронтальная форма Сформулируйте тему урока, прослушав высказывание автора романа: «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь» И.С. Тургенев (правильно, ребята, это любовь) Тема нашего сегодняшнего урока «Любовь в романе «Отцы и дети» 2 минуты индивидуальная форма (самопроверка ) Прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. На экране представлены различные утверждения, если оно верно, то рядом с цифрой ставите +, если нет, то –. 7 минут
1. Действие романа начинается в 1859 году Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков Сводного брата Аркадия звали Митей Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0 В итоге:
Форма учебной деятельности Задание Время выполнения задания фронтальная форма (устная+ письменная) В романе «Отцы и дети» четыре любовных линии. Назовите, пожалуйста их. (Базаров и Одинцова, Павел Петрович и княгиня Р., Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка) Запишите в тетрадке схему «Любовные линии в романе «Отцы и дети». 4 минуты фронтальная форма Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. (цитирование) Какой вывод вы можете сделать опираясь на эти цитаты? Кто сумел опровергнуть теоретические рассуждения Базарова? Какое представление у вас сложилось об Одинцовой? 10 минут
Форма учебной деятельности Задание Время выполнения задания фронтальная форма Какой можно сделать вывод о чувствах Базарова к Одинцовой? Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? Учитель просит одного из учеников прочитать сцену объяснения из главы 8 романа. Обсуждение. 7 минут групповая форма Ребята, дальнейшую работу мы будем проводить в группах. Я разделила Вас на три группы: 1 группа (1 ряд): знатоки любви Николая Петровича и Фенечки; 2 группа ( 2 ряд): знатоки любви Павла Петровича и княгини Р., 3 группа (3 ряд): знатоки любви Аркадия и Кати. Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев. Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют. 7 минут
Форма учебной деятельности Задание Время выполнения задания групповая форма Второе задание для группы: В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев. Запишите в тетради схемы отношений героев. 3 минуты групповая форма Третье задание для группы: Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории? С какой целью Тургенев вводит в роман данные женские образы? 5 минут
Рефлексия ( 4 минуты) Ребята выскажите по очереди своё мнение о проведенном уроке одним предложением, выбрав любое начало фразы на экране проектора: - сегодня я узнал… -было интересно… -я понял, что… -меня удивило… -Мне было сложно…. Домашнее задание (2 минуты) Напишите сочинение-миниатюру (на выбор): 1. Письмо Одинцовой от Базарова; 2. Письмо Кате от Аркадия; 3. Письмо княгине Р. от Павла Петровича; 4. Письмо Фенечке от Николая Петровича.