Цель Только недавно я открыл для себя новое имя, Аркадий Аверченко. Как это было интересно открыть для себя новое имя, окунуться в неведомый мир Аверченко и его современников!
Биография
Аверченко Аркадий Тимофееич русский писатель, прозаик, сатирик, театральный критик. Родился в Севастополе 18 марта 1881 года в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой. Получил домашнее образование т. к. Из - за плохого зрения не смог учиться в школе. Уже в пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, а с 1906 по 1907 он редактирует сатирические журналы « Штык » и « Меч ».
Но в 1908 его увольняют из правления со словами : « Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь » после чего он едет в Петербург. В столице он становится сотрудником журнала Стрекоза В 1908 году группа молодых сотрудников « Стрекозы » решает издавать новый журнал « Сатирикон », секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко. Работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии
За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась. В Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями - сатириконцами. После, путешествия вышла его книга « Экспедиция сатириконцев в Западную Европу ».
После Октябрьской революции в 1918 закрыли журнал « Сатирикон » и Аверченко пришлось пройти через множество проблем, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию Украины в Крым. С июля 1919 он работал в газете « Юг, агитируя за помощь Добровольческой армии. В ноябре 1920 года, на одном из последних теплоходов, пришлось уехать в Константиополь
В новом городе Аверченко почувствовал себя более - менее уютно, в то время там находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он. В 1922 он переезжает в Прагу на постоянное жительство. Там сразу приобрёл популярность. Его творческие вечера пользовались шумным успехом. В 1925, после операции по удалению глаза Аркадий серьёзно заболел. Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер на 44- м году жизни. Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Творчесво
Первый рассказ писателя « Уменье жить » был опубликован в 1902 году в харьковском журнале « Одуванчик ». С 1905 по 1907 обнаруживая в себе талант, Аверченко публикует в очерке фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые несколько номеров собственных сатирических журналов « Штык » и « Меч »
В 1910 году выходят юмористические сборники « Рассказы. Книга первая », « Зайчики на стене. Рассказы. Книга вторая » и « Весёлые устрицы ». Последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди российских читателей. Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его « герой » это быт и жизнь обитателей Петербурга : писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Он издевается над глупостью некоторых обывателей, вызывая у читателя ненависть к « среднему » человеку, к толпе.
В 1912 году в Петербурге выходят книги : « Круги по воде » и « Рассказы для выздоравливающих », после чего за Аверченко закрепляется звание « Короля смеха ». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с Первой Мировой войной. Появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения : « План генерала Мольтке », « Четыре стороны Вильгельма », « Случай с шарлатаном Кранкен » и другие.
В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются : « Одесские рассказы » (1911), « Сорные травы » (1914), « О хороших, в сущности, людях » (1914), « О маленьких для больших » (1916), « Синее с золотом » (1917) и другие. Особое место среди них представляют « детские » рассказы ( сб. « О маленьких для больших », « Шалуны и ротозеи » (1915) и другие ).
К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 год в его творчестве мир разделён на две части : до революции и после революции. Эти два мира постепенно противопоставляются. И опять Аверченко доводит ситуацию до абсурда. В рассказе « Короли у себя дома » изображает Троцкого и Ленина в образах мужа и сварливой жены. Второй мир России у Аверченко это мир беженцев. Он раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. « Константинопольский зверинец » и « О гробах, тараканах и пустых внутри бабах »
В 1921 в Париже опубликовал сборник памфлетов « Дюжина ножей в спину революции » Позже он пишет рассказ « Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко », в котором подытоживает свой эмигрантский путь « из петербургских варяг в константинопольские греки, начиная с запрета большевиками « Сатирикона ». В том же году выпускает сборник « Дюжина портретов в формате будуар ».
Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге « Записки простодушного » 1921 года. Это сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. В это же время выходят в свет сборник рассказов « Кипящий котёл » и драма « На море ». В 1922 издаётся сборник « Дети ». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка. Последней работой писателя стал роман « Шутка Мецената », написанный в Сопоте в 1923, а изданный в 1925 в Праге, уже после его смерти.
Итересные факты
Итересные факты Долгие годы была неизвестна точная дата рождения Аверченко. Писатель указывал в анкетах и автобиографиях то 1881, то 1882, то 1883 годы. На его могиле в Праге указан й. Светлана Шевченко, исследовательница которая отыскала в местном архиве Книгу записи актов гражданского состояния Петро - Павловской церкви. Нашла, правильную дату рождения Аверченко – 15 марта 1880 года. В 1906 году Аверченко получил серьёзную травму левого глаза, он у него перестал видеть и хранил неподвижность. Из - за сильной близорукости он не получил даже начального образования. Литературная карьера была плодом невероятной силы духа и воли.
Прозу Аверченко любила семья императора Николая II. В 1916 году императрица писала мужу, что дочери читали вслух " рассказы Аверченко о детях ". Через два года Николай II записал в дневнике : " Вчера начал читать вслух книгу Аверченко " Синее с золотом ". Есть легенда, что Аверченко приглашали в Царское Село выступить перед императорской семьей. Известно лишь одно – Аверченко не поехал.
В 1920 году Аверченко выпустил в Севастополе сборник рассказов " Дюжина ножей в спину революции ". Его герои с грустью вспоминают утерянную старую Россию. Через год книга была переиздана в Париже, и на нее откликнулся в газете " Правда »… сам Ленин. Владимир Ильич назвал автора " озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем ", однако саму книжку призвал " высокоталантливой ". Рецензия заканчивается словами : " Некоторые рассказы, по - моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять ".
Дюжина ножей в спину революции
Послереволюционный сатирический сборник рассказов. В нем изображены первые месяцы после революции. Аверченко с радостью приветствовал февральскую революцию, но был против октябрьской. По его словам, с появлением революции умерла старая культура. Все его персонажи с грустью вспоминают потерянную страну. Автор стремится изобразить целостную картину жизни, в которую входят разного рода произведения. Он противопоставляет старую Россию и новую Россию. Для того, чтобы возвратиться в утерянную предреволюционную страну, Аверченко использует прием кино фокуса. Дюжина ножей в спину революции
Презентацию подготовил Мясников Роман Материалы были взяты из : vm.ru ru.wikipedia.org yandex.ru/images peoples.ru