Центры познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ
Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула г. Барнаула
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ
Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.
Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.
Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу
Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание
Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов Каждая «станция» может иметь свое название «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Птичья столовая»
Центр детского экспериментирования
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Спортивные комплексы, стадионы
Спортивные центры
спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей
«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д.
Создание инсталляций Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила.
Инсталляции для игр с водой и песком
«Музыкальные стены»
Инсталляции позволяют мыслить по-новому, обогащают мир детской игры. Инсталляции позволяют мыслить по-новому, обогащают мир детской игры.
«Дома» не стационарны, их периодически нужно менять в зависимости от игровых интересов детей, времени года «Дома» не стационарны, их периодически нужно менять в зависимости от игровых интересов детей, времени года
В жаркое время может появиться «Дом феи Воды» (полоскательница или надувной бассейн) В жаркое время может появиться «Дом феи Воды» (полоскательница или надувной бассейн)
«Сказочные городки»
осенью лабиринт из сухих листьев
зимой снежный лабиринт
Зона игр на асфальте
Повторяем счет
Зигзаги и дорожки
Цветовые «проходилки»
Сложные классики и лабиринты
Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты. Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».
Зимой снежные скульптуры и арт-объекты
Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С