Контроль за развитием и поведением детей Выполнила: Туракулова Анора 210 гр 2 пед
«ДЛЯ РЕБЯТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРА ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ИГРА ДЛЯ НИХ – УЧЁБА, ИГРА ДЛЯ НИХ – ТРУД, ИГРА ДЛЯ НИХ– СЕРЬЁЗНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ.» Н. К. КРУПСКАЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ РАЗЛИЧАЮТ: ПО СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ НАСТОЛЬНО- ПЕЧАТНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ 3
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, или в тетради. Эта категория игр достаточно сложна, поэтому дети способны играть в них с 5-летнего возраста. Также к настольным относятся игры развивающего характера. Например, такие: «Лабиринт», (найти выход, развитие логики, памяти). «Весёлые клеточки», (рисование по клеточкам, развитие мелкой моторики, внимательности). «Ребусы». «Надень бусины на нитку», (игра на развитие чувства ритма). «Лото», «Домино». 4
С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения. Игрушка имеет общеобразовательное значение, способствует цели разностороннего и умственного развития ребёнка. Например, такие: «Чудо-мешок», (игра на тактильное восприятие). «Сложи квадрат», (игра на развитие логического мышления). 5
СЛОВЕСНЫЕ Словесные игры направлены, прежде всего, на развитие речи детей. Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Например, такие: «Медвежата», «Мы весёлые мартышки», (здесь нужно повторять движения по тексту за воспитателем или самостоятельно). «Прогулка куклы Кати» (а вы любите гулять, зачем нам нужны скамейки, можно ли мусорить и т.д.). 6
ЭТО ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, А ТАК ЖЕ ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Игра для дошкольников способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму и свойства материала. Пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре у ребёнка воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. 7
Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью. 8
Игровые правила Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать и воспитывать у детей способность уметь сдерживаться, управлять своим поведением, т. е. подчиняться правилам игры. Игровые действия Это проявление активности детей в игровых целях. Что самое занимательное, интересное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие, (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять движения за ведущим). Дидактическую задачу Она является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Содержание Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Структура дидактических игр 9
Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни) и изобразительная деятельность (развитие цветовосприятия, фантазии, воображения); Это может быть развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления); А также дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений (развитие памяти, логического мышления). 10
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.). В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию. 11
Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. 12
Дидактические игры делятся на группы: Игры- путешествия Игры- поручения Игры-загадки Игры- предположения Игры-беседы 13
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме). Игры-предположения. Что было бы…? или Что бы я сделал…? и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Игры-загадки используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры-путешествия всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. 14
Всестороннее воспитание личности Форма бучения детей Самостоятельная игровая деятельность Игровой метод воспитания 15
Спасибо за внимание!!! )