ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА
Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. Социология Питирима Сорокина – уникальное явление в науке XX столетия. Сорокин – и предтеча, и, по меньшей мере, один из главных творцов новой парадигмы обществоведения, связанной с идеей формирования новой цивилизации, означающей глубочайший поворот в общественном развитии. Взгляды Сорокина, высказанные им в основном в середине XX века, сохраняют свою актуальность и сегодня, на пороге нового столетия.
Среди основных социологических проблем, которые разрабатывались П. А. Сорокиным в русский период его жизнедеятельности, особое значение имеет предпринятая им попытка создания интегральной социологии, определение ее предмета и границ. Неопозитивистский подход П. А. Сорокина проявился прежде всего в том, что он, как Г. Спенсер и Е. В. Де Роберти, окружающую человека действительность разделил на три мира: неорганический, органический и надорганический. Отличительной чертой над органического мира, по его мнению, является "наличие сознания и мышления в своей развитой форме".
С точки зрения П. А. Сорокина, общество как над органическая система представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом". Главная задача социолога - исследовать "статистические и динамические стороны взаимодействия или поведения людей, а также явления, возникающие из этого процесса". В связи с тем, что в процессах взаимодействия людей появляются обладающие ценностными значениями явления культуры, то социолог обязан сосредоточить внимание и на аксиологических аспектах социального взаимодействия.
Определив предмет социологии, П. А. Сорокин приступил к построению ее модели как интегральной науки на основе синтеза того положительного, что составляло основу социологии О. Конта и Г. Зиммеля. От О. Конта он взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия.
Развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского об эклектизме и плюрализме социологии, П. А. Сорокин особенность социологии как науки видел в ее интегрирующей способности. "Интегрализм" социологии, по его представлению, проявляется в следующем: -интегральная социология - "это генерализирующая наука о социокультурных явлениях", которая обобщает в методологии основные социологические направления, а в ее содержании отражаются открытия других социальных наук; -интегральная социология, в отличие от других общественных наук, которые изучают лишь одну из сфер социокультурного пространства, имеет дело "со всеми сферами этого пространства", исследуя их общие элементы; -интегральная социология, используя "последовательный социологический плюрализм", учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности; -интегральная социология, исследуя статику и динамику общественной жизни, создает единую "интегральную" социальную теорию.
В интегральной социологии П. А. Сорокин выделил пять ведущих направлений: 1) космосоциологическое; 2) биосоциологическое; 3) социомеханическое; 4) социопсихологическое; 5) социокультурное.
Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.
Основной принцип интегрального типа культуры гласит, что истинной реальностью и ценностью является неопределенное многообразие, которое сочетает сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотъемлемые одна от другой. Интегральный тип культуры «обращает внимание как на эмпирические, так и на сверхэмпирические аспекты истинной реальности. Наука, так же как философия и теология, начинает расцветать в нем. И они гармонично сотрудничают друг с другом. Можно сказать, что интегральный тип культуры отражает дуалистический генотип построения и динамики человека и общества, в котором противоречиво сочетается биологическое и социальное, материальное и духовное, познанное и непознанное, чувственное и сверхчувственное.
Спасибо за внимание!