М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита» Костенко М.М.,учитель русского языка и литературы, I д/с
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество?
В результате изучения темы вы будете способны:
Любовь в русской поэзии
Кто сказал тебе,что нет на свете настоящей вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Что принесла любовь главным героям?Что принесла любовь главным героям? Какую ответственность несет творец за свое произведение?Какую ответственность несет творец за свое произведение? Кого можно назвать настоящим писателем?Кого можно назвать настоящим писателем? На какие жертвы готов любящий человек?На какие жертвы готов любящий человек?
Кабинет Мастера
Дом Грибоедова РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей МАССОЛИТ - ?
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество
Роман – смысл жизни Мастера Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество. В. Гюго Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.
Роман – смысл жизни Мастера Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни. Образ Мастера позволяет М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.
Маргарита и Азазелло
Самопожертвование Маргариты Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души, и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.
Самопожертвование Маргариты Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не свет, а покой
Синквейн I. Любовь II. Творчество III. Булгаков IV. Мастер или Маргарита
А. Ахматова. «Памяти М. А. Булгакова» Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О, кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней погибших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, все забывшей, - Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь предсмертной боли.
Домашнее задание: Демоническая линия романа: характеристика Воланда и его свиты Эссе «Только ею, только любовью держится и движется мир».
Спасибо за урок. Молодцы!!!