«Ранняя лирика Маяковского – это крик отчаянья и ненависти, обращение к обществу и человечеству, мольба о сострадании. Последний вопль надежды». Е.Эткинд
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
Эгоцентризм – ведущий принцип поэзии раннего Маяковского. Маяковский всегда ставит себя в конфликт с окружающим миром.
Оппозиции «я – мир» рождает напряженное чувство ненависти, постоянное ощущение, что рядом враг. Образ врага в творчестве М. – важная, еще не исследованная тема, проходящая через все творчество поэта.
«Той стороне» (1918) А мы Не Корнеля с каким-то Расином – Отца, - Предложи на старье меняться, - Мы И его Обольем керосином И в улицы пустим - для иллюминаций
«Облако в штанах» Я думал – ты всесильный божище, А ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, Из-за голенища Достаю сапожный ножик. Крыластые прохвосты Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной тряске. Я тебя пропахшего ладаном, раскрою. Отсюда и до Аляски.
«Ко всему» (1916) Дайте любую, Юную, души не растрачу и в сердце насмешку плюну ей.
Враг в творчестве Маяковского Мещанин Классовый враг Женщина Бог
Образ Родины С. Есенин Гой ты, Русь моя родная. Хаты, в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза А.Блок Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
Маяковский – не гражданин СССР, он гражданин Мира, носитель вненационального сознания