Мо-Цзы (ок. 470 ок. 391 до н. э.) Астанина Наталья
Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо- цзы". Место рождения также точно не известно. По одним источникам, он родился в царстве Лу, по другим - в царстве Сун, третьи утверждают, что мудрец появился на свет в Чжэн и даже в Чу. Но большинство авторов считает местом его рождения царство Лу, один из центров культуры и ремесел древнего Китая. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы - "Учитель Мо".
Основные труды: «Мо-цзы». Это памятник не принадлежит Мо-цзы, а составлен его учениками, мостами (в период от 390 до 221 г. до н.э.).В него входят главы, написанные самими Мо-цзы, а также главы о воинском искусстве (технике обороны городов, главы 51-79) и рассуждения на тему логики (главы 40-45).
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ - Причина отсутствия гармонии в обществе – частный интерес, поглощенность собственными интересами либо интересами своей семьи, рода или государства. - Все люди должны руководствоваться в жизни принципом благожелательности по отношению к другим, равной «любви к людям». - Равная любовь ко всем людям приносит пользу как самому человеку, так и всем окружающим. - Главный принцип для всех и каждого – это воля Неба. Она лежит в основе принципа всеобщей любви. - В иерархическом обществе люди занимают положение в соответствии с отношением к вышестоящим. - Простота и скромность в потреблении позволяют увеличить количество общедоступных благ в обществе. - Необходимо отказаться от конфуцианских ритуалов и строгости.
Главным в учении Мо-цзы является стремление к благожелательному отношению к людям, стремление сделать добро. Нужно распространить естественное желание сделать приятное своим родителям и близким на всех людей, на всех родителей и детей. Естественная любовь к своему городу или государству должна распространится на все города и государства. Мо-цзы полагал, что любовь к людям может стать универсальным чувством, а если в него вкрадывается частный интерес, то любовь исчезает. Согласно Мо-цзы, неспособность равно любить всех людей означает неспособность любить вообще.
Разум - это понимание сущности вещей. Мо-цзы
…Всему хорошему и полезному, что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи.
Если год урожайный, то люди становятся отзывчивыми и добрыми. Если же год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.
Если нет любви между людьми, то непременно появляется ненависть.
Мо-цзы одним из первых в Китае выдвинул идею о том, что государственные посты должны занимать только талантливые люди. Он поощрял развитие интеллектуальных способностей, которые могли бы принести пользу всему обществу. С точки зрения историков культуры, влияние идей Мо-цзы прослеживается в развитии различных философских и религиозных систем Китая. В целом его учение было достаточно цельным и влиятельным, чтобы составить в свое время конкуренцию самому конфуцианству.