ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА (VII - VI В.В. ДО Н.Э.)
ЛИРИКА (ГРЕЧ. LYRIKOS) Происходит от названия струнного инструмента лиры (греч. lyra), под аккомпанемент которого исполнялись песни Сапфо, Анакреонта и других поэтов
Древнегреческая лира
В руках у музыкантов лиры, а над ними кифара Изображение на греческой вазе
ЛИРИКА ДЕКЛАМАЦИОННАЯ ПЕСЕННАЯ ЭЛЕГИЯ ЯМБ СОЛЬНАЯ ХОРОВАЯ
Хоровая лирика Девушка, оплакивающая мёртвого юношу. Изображение на греческом сосуде. VI в. до н. э.
Эй, потолок поднимайте, Эй, потолок поднимайте, О Гименей! О Гименей! Выше, плотники, выше! О Гименей! Входит жених, подобный Арею, Выше самых высоких мужей! Сапфо. «Гименей» (перевод В. В. Вересаева)
Классик хоровой лирики
Приготовления к свадьбе. Фрагмент росписи на греческой вазе. IV в. до н. э.
Парфений (от греч. «парфенос» «дева») - песня для девичьего хора. От этого же корня происходит название Парфенона -храма Афины- Девы.
Празднество в честь Вакха Гравюра с античного рельефа, XVIII в.
ЭПИНИКИЙ песня в честь победителя изобрёл Симонид Кеосский (конец VI начало V в. до н. э.). К этому времени вошли в моду общегреческие атлетические состязания. Именно эпиникиями прославились поэты следующего поколения Вакхилид (V в. до н. э.), племянник Симонида Кеосского, и Пиндар (около или 438 до н. э.). ЭПИНИКИЙ песня в честь победителя изобрёл Симонид Кеосский (конец VI начало V в. до н. э.). К этому времени вошли в моду общегреческие атлетические состязания. Именно эпиникиями прославились поэты следующего поколения Вакхилид (V в. до н. э.), племянник Симонида Кеосского, и Пиндар (около или 438 до н. э.). Борцы. Гравюра с античного рельефа. XVIII в.
СОЛЬНАЯ ЛИРИКА Сольные песни сочинялись не для обряда, а «на случай». Сольные песни сочинялись не для обряда, а «на случай». Самый основательный повод пирушка, сборище друзей. Самый основательный повод пирушка, сборище друзей. В начале VI в. до н. э. на острове Лесбос жил поэт Алкей. Застольные песни были его любимым жанром. В начале VI в. до н. э. на острове Лесбос жил поэт Алкей. Застольные песни были его любимым жанром. Уцелело несколько фрагментов сочинений поэта Ивика (VI в. до н. э.) и предание о том, как он погиб от рук разбойников. Немецкий поэт XVIIIв. Фридрих Шиллер написал об этом балладу «Ивиковы журавли». Уцелело несколько фрагментов сочинений поэта Ивика (VI в. до н. э.) и предание о том, как он погиб от рук разбойников. Немецкий поэт XVIIIв. Фридрих Шиллер написал об этом балладу «Ивиковы журавли».
Сапфо, Сафо – древнегреческая поэтесса
Сапфо «К Анакории» (перевод Я.Э.Голосовкера) Стройных кораблей вереницы третьим... А по мне на чёрной земле всех краше Только любимый.
Сапфо. Гравюра XVIII в.
Дионис на корабле. Изображение на греческой чаше. VI в. до н. э.
Аполлон и Муза. Изображение на чаше. Афины. V в. до н. э. «Самое красивое на земле – то, что мы любим.» Сапфо
Схема сапфической строфы такова: ÚUÚUÚUUUUÚU ÚUÚUÚUUÚUÚU UUÚUÚUUÚUÚU ÚUUÚU
ЯМБЫ
Архилох-основоположник ямба
Кто падёт, тому ни славы, ни почёта Кто падёт, тому ни славы, ни почёта больше нет От сограждан.От сограждан.Благодарность мы питаем лишь к живым, мы питаем лишь к живым, Мы, живые. Доля павших хуже доли Мы, живые. Доля павших хуже доли не найти.
Высказывания Архилоха: Пусть кругом везде засады – твёрдо стой, не трепещи. Пусть кругом везде засады – твёрдо стой, не трепещи. В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй./ Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй./ Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт
Древнегреческий поэт (6 вв.до н.э.) Анакреонт
Древнегреческий поэт-лирик