Особенности обучения элементам компьютерной грамотности детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната. АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Актуальность темы С развитием современной информационной технологии, система человек и компьютер быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обязательно обеспечено образованием. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему специального образования. Но до сих пор не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Цель нашей работы – изучить особенности организации процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью элементам компьютерной грамотности, поиск наилучшего подхода к воспитанникам. Предмет исследования – выявление подходов к обучению компьютерной грамотности детей с умеренной умственной недостаточностью. Объект исследования – процесс обучения элементам компьютерной грамотности воспитанников с умеренной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната. Гипотеза – процесс обучения воспитанников с умеренной умственной недостаточностью может быть более эффективным, если при организации учебной деятельности учитывать особенности развития умственно отсталых детей.
Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; Составить и провести диагностику готовности воспитанников к изучению основ компьютерной грамотности; Разработать календарно-тематический план проведения обучения на разных подгруппах воспитанников; Провести анализ полученных результатов
Теоретические основы проблемы готовности к компьютерному обучению умственно отсталых детей 1.1 Предпосылки обучения на компьютерной технике при нормальном развитии 1.2 Умственная отсталость у детей и подростков. 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. 1.4 Особенности организации обучению элементам компьютерной грамотности умственно отсталых детей 1.5 Обучение воспитанников элементарным навыкам компьютерного обучения в компьютерном классе на базе Кочпонского детского дома-интерната
Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов: 1 этап - констатирующий. На этом этапе определялся уровень готовности к обучению элементам компьютерной грамотности умственно отсталых детей. 2 этап - формирующий. Он был направлен на формирование элементарных компьютерных знаний, умений и навыков умственно отсталых детей. 3 этап - контрольный. На данном этапе повторно выявлялся уровень познавательных, личностных и физических качеств, необходимых для успешного обучения умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы.
Общий уровень развития ребенка. Изучение личности: изучение умения подчинять свои действия определенному правилу; изучение целенаправленности деятельности; изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха; изучение самоконтроля. Изучение познавательной сферы: изучение общей способности к обучению; изучение устойчивости внимания; изучение зрительной и слуховой памяти; изучение оригинальности воображения; изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления; изучение умственной работоспособности. Изучение физического развития: изучение скорости движений и уровня развития координации кисти; изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
Динамика уровня личностных характеристик, необходимых для успешного обучения на компьютере
Динамика уровня развития познавательных процессов
Динамика изменения физических показателей
Заключение. Учитывая тот факт, что при правильно организованном врачебно- педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей была разработана система организации компьютерных занятий. Обучение ведётся, опираясь на интерес детей, с преимуществом игровой и практической деятельности, с творческим подходом в заданиях, чтоб подготовить их к дальнейшему изучению компьютерных технологий, с обязательным чередованием разных видов деятельности для поддержания интереса, а также частое использование положительной оценки деятельности воспитанников. В работе практикуются преемственность в обучении, цикличная последовательность, творческая составляющая. В ходе эксперимента выяснилось, что показатели уровня познавательной сферы (мышление, память, внимание, воображение), личностного роста (самоконтроль, умение сохранять цель), физического развития (координация движений, взаимодействие руки и глаза) повысились. И тем самым увеличились предпосылки к более успешному изучению компьютерных технологий.