«Живопись как вид искусства. Пейзаж. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажем»
Познакомить детей с видом живописи - пейзаж. Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. Научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. Пейзаж один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства.
В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее колорит При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.
Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержательного аспекта, то можно выделить следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, космический или фантастический, исторический пейзаж, эпический, героический, лирический и романтический пейзаж. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить:
Благодаря восприятию дети обогащают свой художественно – изобразительный опыт, который делает их творчество правдивым и убедительным. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них. Дома, мосты, фонтаны в понимании ребенка – это все то, что создано взрослыми, а соответственно это часть их жизни. И в чем-то дети правы, ведь искусство – вторая природа, рукотворная, созданная в процессе творчества.
Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг(небо над головой, землю под ногами), но они неспособны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях. Понять художественное произведение – значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним.
Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на формирование эмоционально – целостного восприятия живописи у детей дошкольного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.