Основы конституционного строя РФ. Формы непосредственной демократии. Институты гражданского общества в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Advertisements

Основы конституционного строя РФ. Формы непосредственной демократии. Институты гражданского общества в России.
Конституция РФ. Основы конституционного строя. 9 класс, обществознание.
Основы конституционного строя России Курс «Введение в обществознание 8 – 9» § 34.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ Выполнила ученица 9 «Б» класса школы 83 Крюкова Алина.
Вопросы для вводной беседы: Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ,
Конституция РФ Основной закон государства. Конституция РФ 1993 г. Определяет: -основы конституционного строя РФ -права и свободы человека и гражданина.
Конституция (от латинского слова constitution - устанавливаю)
Что такое конституция?
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. 12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ В этом году ей исполняется 20.
ГОСУДАРСТВО это свободная и независимая страна, у которой есть своя территория и государственный аппарат, включающий разнообразные органы власти. это.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Конституция Российской Федерации. Конституция – (лат. constitutio) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет: устройство.
Понятие, сущность и структура Конституции России Основные принципы и юридические свойства Конституции России Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Конституция – закон высшей юридической силы Содержание конституцииЗадачи конституции Закрепить и гарантировать права человека Упорядочить государственную.
Конституция Конституция – constituo (лат.) – установление, устроение.
Транксрипт:

Основы конституционного строя РФ. Формы непосредственной демократии. Институты гражданского общества в России.

Структура темы: 1. Понятие конституционного строя и структура главы 1 КРФ 2. Основы конституционного строя в КРФ 3. Формы непосредственной демократии 4. Референдум в РФ 5. Институты гражданского общества 6. Статус общественных объединений и политических партий 7. Общественная палата РФ

1. Понятие конституционного строя и структура главы 1 КРФ «Общественный строй» «Конституционный строй» «Основы конституционного строя» Структура главы 1 КРФ 1) характеристики государства 2) основные принципы: - Примат прав и свобод человека (ст. 2) - Народовластие (ст. 3) - Государственный суверенитет (ст. 4) - Разделение властей (ст. 10) - Федеративное устройство государства (ст. 5) - Отделение местного самоуправления от гос. власти (ст. 12) - Политический плюрализм (ст. 13) - Рыночная экономика (ст. 8) - Социальное государство (ст. 7) - Светское государство (ст. 14)

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

2. Основы конституционного строя в КРФ Примат прав и свобод человека Статья 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Народовластие Статья 3 «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного ­самоуправ­ления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Государственный суверенитет Статья 4 «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории»

Разделение властей Статья 10 «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Статья 11. ч.1 «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Федеративное устройство государства Статья 5 «1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны.»

Отделение местного самоуправления от государственной власти Статья 12 «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Политический плюрализм Статья 13 «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Рыночная экономика Статья 8 «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Статья 9 «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Социальное государство Статья 7 «1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Светское государство Статья 14 «1. Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Статья Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

3. Формы непосредственной демократии Статья 3 КРФ: «2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Проблема соотношения непосредственной и представительной демократии

Разнообразие форм непосредственной демократии в РФ Понятие ФНД Различие императивных и консультативных ФНД Классификация: … + Ключевые признаки ФНД + Проблема «переходных форм» + «Каталог ФНД» в зове РФ: ФЗ от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Императивные ФНДКонсультативные ФНД Не ФНД, но другие формы «народного волеизъявления» Референдум Выборы Отзыв депутатов Сходы Всеобщее обсуждение Петиции Народные инициативы Собрания граждан Индивид. обращения в ОГВ Демонстрации, митинги Участие в ИГО Выступления в СМИ Участие в ТОС

4. Референдум в РФ Значение и задачи референдума Практика референдумов в РФ Нормативная база: 1) КРФ, 2) ФКЗ «О референдуме РФ» от 24 июня 2004 г. 5-ФКЗ от N 2-ФКЗ, 3) НПА СРФ. Инициатива проведения референдума: … Ограничения на проведение референдума: - по процедуре … - по содержанию вопросов …

Основные этапы «референдумного» процесса 1. Формирование Инициативной группы граждан 2. Сбор подписей в поддержку проведения референдума 3. Проверка подписных листов ЦИК 4. Направление запроса Президентом в КС 5. Назначение референдума Президентом 6. Образование комиссий референдума, округов и участков, составление списков участников референдума; формирование фондов референдума, агитация («инициативные агитационные группы») 7. Голосование 8. Определение результатов референдума

Указ Президента РФ от N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

5. Институты гражданского общества Конституция РФ 1993 г., ст. 13: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Из проекта Конституции Конституционной комиссии: Раздел третий. Гражданское общество (ст ) Глава VII. Собственность, труд, предпринимательство Глава VIII. Общественные и религиозные объединения Глава IX. Воспитание, образование, наука, культура Глава Х. Семья Глава XI. Массовая информация

Грани термина «гражданское общество»: … Понятие ГО: … Разграничение ИГО: критерии и вариант классификации ИГОне ИГОПереходные формы (*) 1. Общественные объединения (ОО, ОД, ОФ) 2. Политические партии 3. Другие: - инициативные группы - редколлегии СМИ - интернет-сообщества - и т.п. 1. ОГВ 2. ОМС 3. Госучреждения 4. ТОС 5. Хозяйственные товарищества и общества 6. Институт семьи 1. Общественные объединения (ОФ, ОУ, ООС). 2. Религиозные объединения 3. Профсоюзы 4. Нац-культ. автономии 5.Общ-гос. формирования 6.Общ.-частные формирования 7.«Цеховые объединения» … и т.п.

6. Статус общественных объединений и политических партий Источники: + ст. 13, ст. 30 КРФ - ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ; - ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. 95-ФЗ - ФЗ «Об общественной палате» от N 32-ФЗ

Статус ОО (по ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ) + Понятие ОО + Организационно-правовые формы ОО + Различия полит. партий и общ.орг-й как форм общ.объед. + Порядок создания и государственной регистрации ОО + Права и обязанности ОО

Санкция Процедура по ФЗ об ООПроцедура по ФЗ об экстремизме Предостережение при наличии сведений… - прокур. (Ст. 6) Предупреждение- при выявлении… – юстиц. (Ст. 38)- при выявлении – прокур. или юст. (ст. 7) Приостановление - при невыполнении в указанный в представлении об устранении нарушений срок - прокур. или юст. – приост. до 6 мес. (ст. 42) - в связи с обращением в суд для решения вопроса о ликвидации – прокур. или юст. (ст. 10) Ликвидация (запрет деятельности) - только судом по обращению прокур. или юст. - основания: а) нарушение прав, б) неоднократные или грубые нарушения з-ва в) неустранение в срок нарушений при приостановлении (ст. 44) - только судом по обращению прокур. или юст. - основания: а) неустранение в срок нарушений, указанных в предупреждении б) в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты об экстр-ме (ст. 7) в) нарушение прав, причинение вреда или угроза его причинения (ст. 9) Контроль и надзор за ОО Направления гос. контроля ОО: … Виды санкций: Вопрос об «иностранных агентах»

Особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий (по ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. 95-ФЗ ) Понятие Требования к ПП Особенности статуса ПП в РФ Партийные финансы

7. Общественная палата РФ (по ФЗ «Об общественной палате» от N 32-ФЗ) Порядок формирования ОП ( = 168) Организация работы ОП Основные «формы работы» Решения ОП Общественная экспертиза проектов НПА ОГВ

Общероссийский народный фронт (ОД)