Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения.
Откуда берутся цели образования? Цель -предвосхищаемый, лаконично сформулированный результат деятельности(образования, обучения, воспитания); 1. Государственные документы- ФГОС ОО; 2. Региональные документы; 3. Этап обучения(ФГОС НО,ФГОС ООО,ФГОС); 4. учебный предмет; 5. Учебная тема(урок)
Как в традиционном обучении формулируются цели обучения? 1) через изучаемое содержание ( например:», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т.д.); 2) через деятельность учителя ( например: «изложить учащимся изучить основные положения молекулярно-кинетической теории»,); 3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины...», «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать явления и др.); 4) через внешне выраженную учебную деятельность ( «составить план пересказа параграфа», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).
По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить.
Цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими знаниями, умениями, должен обладать ученик; какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.
Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учеников, которые можно реально обнаружить.
Для того чтобы формулировать диагностичные цели, американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся. Таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала.
Цели традиционного обучения Цели в таксономии Блума Образовательная Когнитивная (познавательная) область: запоминание, воспроизведение изученного материала, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового знания.
воспитательная Аффективная (эмоционально- ценностная) область: формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира,, интереса, усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления, переживание тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, его осознание и проявление в деятельности..
Развивающая Психомоторная область:цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно- мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным. При формулировке диагностичных целей используются глаголы, указывающие на конкретные действия ученика: «использует», «учитывает», «обосновывает», «выражает» «демонстрирует», «перечисляет», «интерпретирует», « предсказывает », « сравнивает», « обобщает», « оценивает» и т.д.
Конструктор целей «Ученики смогут [глагол - действие] [объект,], используя [ресурсы, ] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»
Глагол – действие (разработать, объяснить) Объект обычно описывает знание(явление, закон, формулу ), которое ученики должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают(текста учебника), Продукт – материальный объект (задача), который ученики должны создать
3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины революции гг.», «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку»,«проанализировать строение кровеносной системы», «научить учащихся анализировать содержание расчетных задач по химии» и др.); 4) через внешне выраженную учебную деятельность («нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слово», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).
Примеры формулировок цели урока( учебной темы) Знание Находит предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника в окружающем пространстве …. Называет ученых, сделавших открытие…… Применяет Проводит опыт, чтобы доказать …. Представляет результаты эксперимента в графической форме Анализ Рисует схему, объясняющую возникновение индукционного тока… Синтез Предлагает несколько гипотез.. Разрабатывает план исследования … Оценка Оценивает значение исследований в области ….. Выдвигает суждения относительно ценности ……
Благодарю за внимание!