Структура и принципы построения загадок, пословиц и поговорок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Загадки Из опыта работы логопеда высшей категории ОГКОУ СКОШ 11 VIII вида г. Димитровграда Нерословой О.Н.
Advertisements

Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Фольклорные жанры русского народа. Содержание Фольклорные жанры русского народа Устное народное творчество Жанры устного народного творчества Былины Пословицы.
ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом и ритмически организованной.
Слава русской стороне, Слава русской старине ! ( устный журнал)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Удалите лишнее Загадка Небылица Рассказ Пословица Повесть Поговорка.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают.
Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат 22 зеленых носка и 35 фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую.
Формирование нравственных ценностей у обучающихся младшего школьного возраста при изучении ПОСЛОВИЦ и ПОГОВОРОК. Учитель начальных классов МАОУ гимназии.
Человек начал создавать ИХ в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Устное народное творчество.. Фольклор Сказки ПотешкиЗагадки ПоговоркиБылины Скороговорки Пословицы.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры: Песни сказки загадки пословицы былины.
ТЕМА: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Пословицы о труде на русском и немецком языках. Работу выполнил ученик 7а класса Герасимов Евгений.
Тюбарова Екатерина Александровна МОУ Верх - Каргатская СОШ.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Проект подготовил ученик 2 «А» класса ГОУ СОШ 535 Орехов Олег.
Транксрипт:

Структура и принципы построения загадок, пословиц и поговорок

Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.

Принципы построения загадок

1. Загадки только с точно названными признаками Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Опять ляжет в дупло. (Сова.)

2. Загадки только с зашифрованными признаками В золотой тарелке стоят домики, А улицы нет. (Подсолнух.)

3. Загадки с отрицательным сравнением Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками(имеют отрицания и иносказания). Не украшение, а серебряный, Не пастух, а стадо пасет.(Месяц и звезды)

5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

6. Загадка – вопрос Чего не лень делать? (чесаться)

Структура загадок определяется семантикой и логикой «вопросной» части и отношением отгадки к загадке; для нее характерна несимметричность загадки и отгадки (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот), наличие подтекста, двойной смысл и т. д.

Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.

Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.

Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.

Пословица Грамматически законченные (имеющие вид предложения) изречения с образной мотивировкой общего значения, т. е. требующие расширительного толкования.

Поговорка Грамматически незаконченные (не составляющие предложения) изречения с образной мотивировкой общего значения.

Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»

Принципы построения пословиц

Одночастная Целостное предложение, скреплённое по правилам связи и согласования. "Всякая сосна своему бору шумит", "Пустая мельница без толку мелет"

Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"

П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"