Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 12 «Здоровячок» общеразвивающего вида Октябрьского района г.Барнаула «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста, через использование элементов технологий развивающего обучения». (обобщение педагогического опыта) Автор: Тимохина Ольга Васильевна воспитатель
Актуальность Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка; В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей; Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;
Цель: Создание системы педагогической деятельности по развитию приёмов логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Организовать предметно-развивающую среду в группе. Разработать программу направленную на развитие мыслительных операций старших дошкольников с использованием элементов технологий развивающего обучения. Повысить уровень развития логического мышления, смекалки и сообразительности детей старшего дошкольного возраста; Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение
Новизна: Инновационная направленность педагогического опыта заключается в следующем: использование элементов технологий развивающего обучения (счетных палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и др.).
использование геометрических конструкторов, игр-головоломок на выкладывание изображений из геометрических деталей – «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», Колумбово яйцо», «Танграм».
Форма работы С педагогами: С родителями: индивидуальны и групповые консультации; С педагогами семинары-практикумы педагогические советы открытые мероприятия Родительские собрания Консультации Папки – передвижки Изготовление и приобретение дидактических средств и наглядности Индивидуальные беседы Конкурсы, выставки С родителями Форма работы
С дошкольниками: ООД по математике Демонстративные опыты; Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде; Творческая деятельность в малой подгруппе(5-6 детей); Учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия, игровые ситуации); Игровой тренинг.
Развивающая среда В группе создала центр «Занимательная математика». Первая зона «Музей головоломок». Активно насыщаю ее, играми для развития логического мышления «Кубики для всех», « Геоконт», головоломками; ребусами; картотеками логических задач; кубиками-рубиками; лабиринтами; играми на составление целого из частей, на воссоздание фигур - силуэтов «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».
Вторая зона «Домашняя игротека». Здесь размещён материал принесённый детьми из дома : различные настольно-печатные игры по математике, лото, игры-ходилки, шахматы, мозаики, домино,конструкторы,а также детские журналы, развивающие книги, раскраски. Третья зона «Умники и умницы». В ней находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций: классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование ; игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности,; тетради на печатной основе,развивающие книги для дошкольников, а также элементы технологий развивающего обучения: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, альбомы на печатной основе для игр и упражнений с блоками и палочками; кубики Никитиных, кубики «Хамелеон», «Логическая мозаика», игры Воскобовича ;
Первый этап работы: отбор методов и методик, ориентированных на изучение уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. методика Р.С.Немова «Что здесь лишнее»; методика Н.А.Бернштейна «Последовательность событий»; 4 вида занимательных задач: на трансфигурацию, на воссоздание целого (плоскостной фигуры) из частей, на обнаружение закономерностей при поисках недостающей в группе фигуры, на выделение признака отличия в двух группах фигур. Полученные данные диагностики свидетельствуют о недостаточности уровня развития мыслительных операций у большинства детей. Второй этап: была разработана программа кружка «Игралочка», ориентированная на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста и, применение элементов технологий развивающего обучения. Данная программа представляет собой систему из логических задач и упражнений в виде игр. Главным ее компонентом является осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. В целях изучения эффективности реализации разработанной программы была проведена повторная диагностика уровня развития мыслительных операций у детей.
Диаграмма уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные показали положительную динамику в уровне развития мыслительных операций у детей: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мыслительных операций - 45% (7 человек) и, соответственно, уменьшилось количество детей с низким уровнем развития изучаемого психического образования - 0% (0 человек); у большинства детей - 65% (13 человек) изменились качественные особенности протекания различных мыслительных операций, о чем свидетельствует их умение выделять существенные признаки предметов, обобщать, классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного. Результаты моей работы подтверждают необходимость использования логических задач, упражнений и элементов технологий развивающего обучения для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.