Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 263» Мишенина С.А.
Цель моего мастер-класса: Знакомство педагогов с методом сказкотерапии (основные понятия, этапы и формы). Задачи мастер класса: 1. Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки); 2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки; 2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Актуальность
Алгоритм работы со сказкой Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: сначала дети слушают сказку, затем рассказывают сказку, вместе мы «проживаем» сказку и далее дети сочиняют свою сказку. Только после «проживания сказки» мы переходим к самостоятельному сочинению сказок, что приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
1. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок 2. Групповое и индивидуальное придумывание сказок 3. Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения 4. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки 5. Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей.
Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом) 2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» 3 Этап «Рассказывание сказки» (воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки) 4 Этап «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации) 5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (Участники рассказывают сочиненную сказку) 6 Этап «Ритуал выхода из сказки» 7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями) Групповое придумывание сказки. Этапы:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж) 2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..) 3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом) 4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную) 5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …) 6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему 8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение 9. Завершающий шаг - сказочная развязка Схема составления сказки.
Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса.