. ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА БОРИСОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД 23 Г. БОРИСОВА»
Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, эффективнее в дошкольном возрасте. Экологическая грамотность - это система знания об окружающем мире, о правилах поведения в природе, бережном отношений к объектам живой и неживой природы и человеку. Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Одной из интересных инновационных форм экологического воспитания является создание экологической тропы. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.
Цель: формирование экологической грамотности и культуры детей. Задачи: Формировать экологическую грамотность и культуру у детей Повышать и развивать уровень экологической компетентности родителей. Отслеживать уровень сформированности у детей экологической грамотности и культуры, у родителей экологической компетентности.
Организация экологической тропы Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки: «Фито– огород», «Поле», «Сад», «Огород», «Лес», «Столовая для птиц», «Пруд»
Работа на видовых точках На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдали за растениями, но и делали грядки, сеяли семена моркови, свеклы, редиса, высаживали рассаду капусты, огурцов. Воспитанники с удовольствием ухаживали за грядками, поливали, пололи их. На видовой точке «Столовая для птиц» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \
«Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время. Уголок природы. Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского,, Г. Снегирева и др. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.
На экологической тропе мы играли в подвижные игры «Лиса и зайцы», «Хороводная огородная», «Сова». Решали проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»; рисовали на асфальте «Письма для хозяина тропы», «Дары природы». При наступлении зимы продолжали наблюдения за погодой, снегом.
. Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе. Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляем в группе. Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).
Таким образом, с помощью экологической тропы нам удалось повысить экологическую грамотность и культуру детей, сформировать экологическую компетентность родителей.