Скандинавские мифы и легенды Мифические существа
Ёрмунганд Ёрмунганд ("великанский посох"), в скандинавской мифологии мировой змей, символ тьмы и разрушения, чудовище, порожденное великаншей Ангрбодой от бога Локи. Ёрмунганд при рождении был заброшен Одином в океан, где вырос и достиг таких размеров, что смог своими гигантскими кольцами опоясать Мидгард, землю людей. Однажды змей Ёрмунганд попался на крюк Тора, который отправился на рыбалку и в качестве наживки использовал голову черного быка. Однако спутник Тора великан Хюмир, испугавшийся за свою жизнь, обрезал канатную снасть, и Ёрмунганд остался на свободе. Но в день Рагнарёк бог- громовник Тор снес уродливую голову гигантского чудовища, выползшего из мирового океана, и, успев отступить от мертвой туши всего на расстояние девяти шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти безжизненной твари.
Альвы Альвы, в скандинавской мифологии низшие природные духи. Изначально альвы олицетворяли собой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существ претерпела изменения. В ранней скандинавов-германской мифологии альвы - нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов (эльфов), который также описывался существующим вполне реально. В более поздних мифах альвы представлены в качестве духов земли и плодородия. Существовал особый ритуал почитания этих духов. Слово «альв» (эльф) в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ - собственно, альвов и дварфов. Альвы стали иметь некоторые сходные черты как с карликами- цвергами, так и с ваннами. В «Старшей Эдде» есть упоминания о чудесном кузнеце Велунде, которого называли князем альвов. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землей) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). Светлым альвам (эльфам) было отдано царство Альвхейм, тёмным альвам (гномам) - царство Свартальфахейм, а карликам-цвергам земля Нидавеллир.
Эльфов представляли как антропоморфных существ небольшого роста, ловких и проворных, с длинными руками и короткими ножками. Их занятия определялись прежде всего местом их обитания. Живущие в горах альвы считались прекрасными оружейниками и кузнецами; а альвы, селившиеся у воды, были великолепными музыкантами. Вообще, все эти существа очень любили музыку и танцы. По преданию, альвы-эльфы представляли собой целый мифический народ, с разделением на богатых и бедных. Они могли быть добрыми и злыми. Как и люди, они были разнополые и могли рожать детей.
Андвари Андвари (букв. «осторожность») двери (карлик) в германо-скандинавской мифологии, Проклятие Андвари настигало всякого завладевшего сокровищами нибелунгов. Именно с неотвратимого проклятия Андвари началась история о проклятом золоте, финалом которой стали смерть Зигфрида, гибель Гуннара и ужасная месть Гудрун жены Сигурда[3]. Трое асов Один, Локи и Хёнир должны были уплатить колдуну Хрейдмару значительную компенсацию за убийство его сына. Асы, во время одного из путешествий, хотели заночевать у Хрейдмара, и Локи, увидев на берегу спящую выдру, убил её камнем, чтобы таким образом расплатиться за ночлег. Выдра оказалась сыном колдуна, который находился в этом облике
Добыть деньги должен был Локи (пока остальные оставались у колдуна заложниками), отправившийся к богине моря Ран. Она дала свою волшебную рыболовную сеть, с которой Локи отправился в Альргейм, где, в образе щуки, обитал Андвари. Локи, при помощи сети богини Ран, удалось изловить карлика и, в обмен на свободу, ас потребовал у Андвари откупные золотом. Дверг отдал ему все своё золото и хотел оставить при себе лишь одно магическое кольцо, с помощью которого он мог бы накопить новые богатства. Однако Локи потребовал и это кольцо. Андвари был вынужден подчиниться. Тогда взбешённый гном произнёс проклятие, чтобы кольцо приносило смерть каждому своему обладателю и проклятие это в «Песне о Нибелунгах» на самом деле преследует всех обладателей кольца вплоть до тех пор, пока сокровища нибелунгов не были возвращены водам реки Рейн.
Валькирии Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев- щитоносец Одина, с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях- облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.
Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей. Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности. Среди поздних наиболее известны Хлекк ("шум битвы"), Труд ("сила"), Крист ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Хильд ("битва"). Образы исландских мифических дев-воительниц послужили основой для создания популярного германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". В одной из частей поэмы рассказывается о наказании, которое получила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.
Ундины Ундины (от латинского слова unda - волна), в мифологии народов Западной Европы женские духи воды, обитательницы ручьев, рек и озер. Люди верили, что эти прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами, выходят из воды и расчесывают на берегу распущенные волосы. Сладкозвучным пением и красотой они завлекали путников в свое царство, губили их или делали возлюбленными. Считалось, что ундины могли обрести человеческую душу, полюбив и родив ребенка на земле. У средневековых алхимиков ундины - духи, управляющие водной стихией, подобно тому, как саламандры - духи огня, сильфиды - духи воздуха, гномы - духи подземного мира. В греческой мифологии им соответствуют нимфы, в славянской - русалки.
Фафнир Фафнир, в скандинавской мифологии чудовищный дракон, стерегущий роковой клад Андвари, сын Хрейдмара, "человека могущественного и изрядно сведущего в колдовстве". В свое время в верхних и нижних мирах разнеслась весть о том, что цверг Андвари выковал магическое кольцо силы из золота рейнских дев. Великан Фасольт и Фафнир потребовали у богов кольцо силы в уплату за строительство Вальхаллы, жилища эйнхериев, "доблестно павших", и взяли заложницей богиню плодородия, красавицу Фрейю. Тогда алчный Фафнир, убив собственного отца, завладел роковым золотым кладом карлика Андвари и превратился в страшное чудовище, чтобы охранять его. Фафнир также был братом кузнеца-колдуна Регина, воспитателя героя Сигурда. Впоследствии Фафнир был убит отважным Сигурдом по наущению своего приемного отца Регина, стремящегося во что бы то ни стало овладеть сокровищем.
Фенрир Фенрир, в скандинавской мифологии гигантский волк. Он являлся одним из трех чудовищ, которых породила на свет в лесу Ярнвид великанша Ангрбода от Локи. В текстах "Младшей Эдды" рассказывается о том, что некоторое время Фенрир жил у богов, но он был так велик и страшен, что только отважный Тюр осмеливался подходить к нему. Пророки предупреждали небожителей, что Фенрир рожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалось никому. Первую цепь Лединг, наброшенную ему на шею, Фенрир разорвал, как тонкую нить. Вторая цепь Дроми разлетелась на мелкие части. И только третья, волшебная цепь Глейпнир, скованная по просьбе богов черными карликами-цвергами из шума кошачьих шагов, дыхания рыб, птичьей слюны, корней гор, жил медведя и бороды женщины, смогла удержать страшного зверя.
Набросив на шею Фернира цепь, боги хотели доказать, что она не причинит ему никакого вреда. Ради этого Тюр положил свою правую руку в пасть Фернира. Волк откусил кисть Тюру, однако боги успели приковать чудовище к скале. Пророки предсказывали богам, что перед наступлением конца света Фернир разорвет оковы, вырвется на свободу и поглотит солнечный диск, а в последней битве богов с чудовищами и великанами он проглотит Одина. Через некоторое время за отца отомстит Видар. Сын Одина разорвет ненавистному чудовищу пасть и освободит богов от ужаса, который внушал им чудовищный волк. В скандинавской мифологии демонический волк Фернир является очень популярным персонажем. Кроме того, многие легенды посвящены и другим волкам, например спутникам Одина, Гери и Фреки. Аналогом Фернира вполне можно считать Гарма - демонического пса, сторожащего пещеру Гнипахеллир.
Цверги Цверги, в древнеисландской, германской и скандинавской мифологии, существа, подобные карликам, природные духи. Их называли черными альвами или дварфами, в противоположность белым альвам-эльфам. Скандинавские легенды повествуют, что в незапамятные времена цверги были червями в теле огромного великана Имира, из которого был сотворен мир. В "Старшей Эдде" говорится, что они были созданы из крови и костей богатыря Бримира, который, вероятно, являлся тем же самым Имиром. Цверги обитали в земле и камнях, они боялись солнечного превращавшего их в камень, во владение им была отдана земля Нидавеллир. Эти существа были очень искусны в разных ремеслах, они создавали волшебные изделия для богов: молот Мьёлльнир, копье Гунгнир, золотые волосы Сив, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и др. Из пчелиного меда и крови поэта и мудреца Квасира эти существа сотворили священный мед поэзии - им боги мазали губы новорожденному, которому предначертано в будущем слагать стихи.
Цверги - искусные мастера-ювелиры и кузнецы, обладавшие магическими знаниями и волшебством. Альвис - мудрый цверг, сватавшийся к дочери бога Тора Труд и хитростью Тора превращённый в камень. Андвари - создатель магического кольца силы и сокровищ Нибелунгов из похищенного им золота рейнских дев. Двалин - выковал копьё Гунгнир, корабль Скидбладнир и золотые волосы для богини Сив. Брокк и Эйтри - создатели вепря Гуллинбурсти с золотой щетиной для бога Фрейра. Альфриг, Двалин, Берлинг, Грер - создатели знаменитого волшебного ожерелья Брисингамен Галар и Фьялар - изготовители «мёда поэзии» из крови убитого ими мудрого человечка Квасира. Сидри - выковал молот Мьёллнир и создал кольцо Драупнир.
Эйнхерии Эйнхерии, в скандинавской мифологии "доблестно павшие" воины, постоянно после своей героической смерти живущие в небесной Вальхалле и составляющие дружину бога Одина. Унесенные с поля боя валькириями, они проводили дни в сражениях, а ночи в пирах, причем раны, полученные ими в дневном бою, к вечеру чудесным образом затягивались. Вальхалла или Валгалла (в древнескандинавском эпосе слово Valholl означает чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь. В день гибели мира Рагнарёк эйнхерии должны будут принять участие в последней битве богов с великанами и чудовищами.
Рагнарёк Пророчество о Рагнарёке, согласно мифологическим источникам, было произнесено мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время вызвал из могилы Один. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир (он же Тенгер) освободится от своих пут и проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд, море выйдет из берегов. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, повелительница загробного царства Хель и коварный бог огня Локи вместе с инеистыми великанами гримтурсенами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма проскачет по радужному мосту Биврёст, который при этом разрушится
Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн «громкий рог». Перед битвой Один отправится к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета. Битва произойдет на равнине Вигридр. Óдин сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру[en], погибнет; Хеймдалль с Локи; Тюр с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина Видар и Вали, и сыновья Тора Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его невольный убийца слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, два человека Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.