В период с XII по XVIII в. Западноевропейские государства создавали разного рода богоугодные и лечебные заведения, где могли получать помощь интересующие нас люди. Отношение к инвалидам менялось к лучшему.
Эпоха Возрождения. Идеи гуманизма и антропоцентризма проникали в умы европейцев, что привело к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Возникшее новое направление христианства – протестантизм внесло свой вклад в этот процесс.
Эпоха Просвещени я Некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации». Первые специальные школы для глухонемых (1770) и для слепых детей (1784) открылись во Франции. Великая Французская революция инициировала «революцию в психиатрии», вождями которой станут П. Ж. Кабанис, Ф. Пинель, Ж. Эскориоль, Ж. Итар.
Наиболее значимые социокультурные процессы предшествующих столетий : Торжество философии гуманизма Реформация и протестантизм Урбанизация Развитие университетов и школьного образования Книгопечатание Приобретение личных свобод отдельными сословиями Расцвет светского вольномыслия
Важной особенностью периода является постепенный последовательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие и благотворительность. Если на рубеже ХII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (ХVIII в.) церковная и светская благотворительность имела большое число сторонников.
В отечественной истории условным рубежом первого и второго периодов стало время выхода петровских указов, запретивших умертвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни и сиропитательные дома, запретивших нищенствовать и подавать милостыню (начало ХVIII в.).
Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну Александром 1. Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. В. Гаюи.
Итак, в отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организации их обучения и создан прецедент открытия в столице специальных школ. Принципиальные различия в условиях и побудительных мотивах организации специальных учреждений в Западной Европе и России приведут на следующем историческом этапе к существенно различным результатам.
Выполнили студенты 2 курса группы С ФП Рамазанова Виктория Чебрякова Ксения Ракитина Вера Денисова Мария