«Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой». «Все излишнее – безобразно..» Японская поговорка.
Оригинальность японской художественной традиции складывалась веками под воздействием многих факторов - политических, социальных, религиозных. Но самый важный - фактор географический. Расположение густонаселенной страны на островах (их более 600) в опасной сейсмической зоне диктовало народу Японии особые правила жизни. Поэтому в культуре Японии можно обнаружить две тенденции: во-первых, стремление сохранить свою самобытность, внутреннюю национальную сущность; во-вторых, взять лучшее из материковых цивилизаций.
Раннее Средневековье (VI-конец XII в.) Развитой феодализм(конец XII-XVI в.) Позднее Средневековье(XVII- 60-е гг.XIXв.)
На данном этапе происходит заимствование традиций Китая и Кореи, объединение Японии в единое государство. Основой единения стал буддизм, который пришел через Корею из Китая. Так же в данную эпоху развивается храмовое строительство. Раннее Средневековье
В XI-XII вв. складывается японская национальная школа изобразительного искусства- ямато-э. В соответствии с духом времени в работах преобладали созерцательные, чуть отрешенные настроения, спокойный ритм линий, изысканные цветовые сочетания. Одним из творцов в данной живописи был Фудзивара Такаёси. В своих работах он не стремился к точной иллюстрации литературного произведения. В его работе запечатлелось глубоко элегическое чувство, навеянное лирическими страницами повести.
В эпоху Хэйан духовная жизнь Японии становится более разнообразной. Моно-но-аварэ, т.е. «печальное очарование вещей»- так называлось модное эстетическое течение X-XI вв., оказавшее сильное влияние на светское искусства. Так же расцветает лирическая поэзия в жанре танка(«короткая песня»- нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога).
Художественные ценности нового времени отражают литературные эпопеи- гонки, в которых исторические и мифологические сюжеты наполнены героикой военных побед. Зримый образ эпохи- портрет Минамото Ёритомо, выполненный художником Фудзивара Таканобу.
Данная эпоха изменила всю жизнь общества кардинально. После перехода власти в руки Минамото Ёритомо, появились Буси(новое особое сословие самураев, подчиняющихся кодексу «Бусидо»- «Путь воина»). Начался так называемый «культ самурая». Он заключался в том, что появилось презрение к другим сословиям, воинская доблесть, преданность хозяину и т.д.- все это воспитывало мировоззрение самурая.
В данный промежуток времени у японской художественной культуры открывается «второе дыхание». Началось зарождение профессионального театра ноо, объединивший драматическое действие с музыкой и танцем. Создатели театра- актеры и драматурги Киёцугу Канъами и Мотикиё Дзэами.
Характерные для японцев почитание созданной самой природой красоты, стремление к её неспешному созерцанию, идущее от религиозных верований, способствовало рассвету необычных форм художественного творчества: икебана- так называется особое сочетание цветов, веток листьев.
Другим явлением художественной культуры, философии, религиозного знания в Японии стал сад. На сравнительно маленьком участке земли японцы создавали композиции из деревьев, мхов, камней, имеющие многозначный духовный подтекст(«Сухой сад» ).
В начале XVII в. В столице Киото и её пригородах возводятся дворцовые комплексы, отличающиеся роскошью убранства и удачной выписанностью в ландшафт. Наиболее знаменитыми являются загородный императорский дворец Кацура, замок сегуна Нидзё, замок Химэдзи. Дворец Кацура
Большой любовью японцев пользовались театр кукол (дзёрури) и театр кабуки, который сложился в XVII в. Родоначальницей кабуки считается женщина – актриса и режиссер О-Куни, труппа которой заявила о себе в 1603 г.