Московский городской психолого-педагогический университет Факультет «Психология образования» Кафедра «Дошкольная педагогика и психология» Выпускная квалификационная работа бакалаврская работа «Особенности представлений детей 5-6 лет о людях разных национальностей» Выполнила студентка ПОЗ- З.З Коршунова Л.Н. Научный руководитель Павлова О.С. Москва, 201 з
Цель исследования изучить представления детей 5-6 лет о людях разных национальностей Объект исследования процесс формирования представлений дошкольников о людях разных национальностей Предмет исследования специфика представлений детей 5-6 лет о людях разных национальностей Гипотеза исследования представления детей 5-6 лет о людях разных национальностей имеют фрагментарный характер; они неполные и поверхностные
Задачи теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования подбор и разработка диагностического аппарата исследования эмпирическое изучение особенностей представлений детей 6 года жизни о людях разных национальностей
Методы исследования индивидуальные беседы с детьми экспериментальные ситуации « Выбери друга для игры», «Нужен твой совет» анкетирование родителей Экспериментальная база исследования Старшая группа ГБОУСОШ 1206 г. Москвы. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей старшего возраста и 19 родителей.
Когнитивный компонент (представления) Эмоциональный компонент (интерес) Представление детей о культурных особенностях людей Проявляет интерес к представителям разных национальностей низкий уровень – 10 детей (50%)низкий уровень – 11 детей (55%) допустимый уровень – 7 детей (35%)допустимый уровень – 4 детей (20%) оптимальный уровень – 3 детей (15%)оптимальный уровень – 5 детей (25%) Представления о национальном составе жителей России Проявляет интерес к совместной деятельности с детьми разных национальностей низкий уровень – 12 детей (60%)низкий уровень – 7 детей (35%) допустимый уровень – 5 детей (25%)допустимый уровень – 8 детей (40%) оптимальный уровень – 3 детей (15%)оптимальный уровень – 5 детей (25%) Представления детей о национальностях своих родителей и друзей низкий уровень – 8 детей (40%) допустимый уровень – 7 детей (35%) оптимальный уровень – 5 детей (25%) Результаты эмпирического исследования Индивидуальные беседы с детьми (методика Е.Н. Николаевой, М.Л.Поведенок) Результаты диагностики
Диаграмма А. Когнитивный компонент (представления): 1 - Представление детей о культурных особенностях людей; 2 - Представления о национальном составе жителей России; 3 - Представления детей о национальностях своих родителей и друзей. А) когнитивный компонент
Б) Эмоциональный компонент. Диаграмма Б. Эмоциональный компонент (интерес): 1 - Проявляет интерес к представителям разных национальностей; 2 - Проявляет интерес к совместной деятельности с детьми разных национальностей.
Результаты по экспериментальным ситуациям « Выбери друга для игры» и «Нужен твой совет» Уровни знаний детей Перцептивный уровень Когнитивный уровень Эмоциональн о-оценочный уровень Поведенческий Уровень низкий уровень 10 детей (50%)11 детей (55%) 11 детей (55%) 10 детей (50%) допустимый уровень 6 детей (30%) 6 детей (30%) 4 детей (20%) 7 детей (35%) оптимальный уровень 4 детей (20%) 3 детей (15%) 5 детей (25%) 3 детей (15%)
На диаграмме В представлены данные по экспериментальным ситуациям «Выбери друга для игры» и «Нужен твой совет» Диаграмма В. Данные по экспериментальным ситуациям «Выбери друга для игры» и «Нужен твой совет»: 1 – Перцептивный уровень; 2 - Когнитивный уровень; 3 - Эмоционально оценочный уровень; 4 – Поведенческий уровень.
Выводы В ходе проведённых исследований подтвердилась гипотеза – представления детей 5-6 лет о людях разных национальностей имеют фрагментарный характер; они неполные и поверхностные. Познавательный интерес к людям разных национальностей проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. У детей прослеживается отсутствие знаний о национальном составе жителей России; национальностях своих родственников; национальном составе друзей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей о людях разных национальностей.