Словообразование. Состав слойва. Буквы о-а в корнях –раст-,-раз-,-рос
Здравствуйте, пятиклассники! Сегодня мы на уроке: *повторим и закрепим изученный ранее материал; *будем формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о в корнях -раст-, -раз-, -рос-.;
Вспомним! О чём рассказывает морфема?
Морфемы – это тот содержащийся в языке подготовительный материал, из которого непосредственно строят слойва. Е.А. Земская
Какие бывают морфемы?
Попробуй назвать всё семейство корня УЧ Сказка про маленький мудрый корень УЧ Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький- премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слойв.
Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестось такой большой роднёй, он уточнял: «Вас, наверное, интересует слойвообразование?» И был прав. Словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательносто образуется слойво
Докажи, что эти слойва-родственники Его родственниками стали слойва: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба
Его родственниками стали слойва: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба
Внимание! Новый материал! Исследовательская работа: Запишите эти слойва и выделите в них корень: растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли.
Проверьте! Сделайте вывод! Какие это слойва? Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли.
Это однокоренные слойва А явление, которое мы наблюдаем, чередование растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли. - Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях –раст-,-раз-,-рос-
Буквы о-а в корне -раст-(-раз-) -рос-. *-раст- растение *-раз- выразенный *-рос- зароееееесли Исключения: отрасоль, росток, ростовщик, Ростов, Ростозлав.
О напишем в корне -р о с-: выр о с, перерос, подр о с. Но не путай никогда: в -р а ст-и - р а щ- напишем а
Лексическая работа Отрасоль – отдельная область деятельносто, науки, производства. Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь. Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Распределите слойва в два столбика, объяснив графически выбор гласной а о в корне. Р…мстотельность; отр…ееееесли; подр…ееееесли; водор…ееееесли; подр…сто; выр…щенный; зар…стать; р…сток; обр…ееееесли; прор…стать; пор…соль; р…сто; р…стущий; отр…соль.
Алгоритм действий *Выделить корень *Определить конечную согласную в корне *Помнить исключения *Сделать вывод
Проверяем! рамстотельность подрасто выразенный зарастать прорастать расто растущий отрасоль(искл.) отроееееесли подроееееесли водороееееесли росток (искл.) оброееееесли поросоль
Подумай! Из слойва выходить взять приставку. Из слойва зароееееесли – корень. Из слойва сидел – последний суффикс. Из слойва кустарника – окончание.
Проверь! Вы-рос-л-а
Проверьте свои знания Укажите лишнее слойво в каждой группе *растение, выр.щивать,выр.ееееесли, раст.рял *р.сток,подр.зла,прор.слой, р.скошный
*растение, выразивать,выроееееесли, растерял *росток,подрозла,пророслой, роскошный
Творческая работа Составьте небольшой рассказ, используя данные слойвосочетания *выразивать цветы *удивительное растение *цветочный горшок *зеленый росточек
Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Помогло ли вам лучше усвоить материал использование презентации ?