Жизненный цикл и фазы проекта
Контрольные вопросы Понятие жизненный цикл проекта Фазы жизненного цикла проекта Наиболее часто допускаемые ошибки
Жизненный цикл проекта - это набор последовательных фаз, выделенных для лучшего контроля и управления.
Фазы жизненного цикла проекта: 1. Формирование концепции 2. Разработка коммерческого предложения 3. проектирование 4. Изготовление 5. Сдача объекта 6. Завершение проекта
Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта. Разработка его концепции, включающая следующие стадии: 1. Инициация проекта 2. Формирование бизнес-идеи, постановка целей 3. Назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта 4. Установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников 5. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния 6. Определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов 7. Сравнительная оценка альтернатив 8. Представление предложений, их экспертиза и утверждение
Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы: 1. Разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания. 2. Планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ. 3. Проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана. 4. Подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами. 5. Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы: 1. Организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий. 2. Выполнение концептуального, эскизного детального проектирования. 3. Составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций. 4. Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль по проекту, изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание: 1. Организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование. 2. Организация и управление материально-техническим обеспечением работ. 3. Подготовка производства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ. 4. координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.
Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производятся комплексные пуско-наладка испытания, опытная эксплуатация системы, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ: 1. Комплексные испытания. 2. Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта. 3. Подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию. 4. Сопровождение, поддержка и сервисное обслуживание. 5. Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов 6. Разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту. 7. Реализация оставшихся ресурсов. 8. Накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта. Состояния, определение направлений развития. 9. Расформирование команды проекта.
Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки: 1. В определении интересов заказчиков. 2. Концентрация на маловажных, сторонних интересов. 3. Неправильная интерпретация исходной постановки задачи. 4. Неправильное или недостаточное понимание деталей. 5. неполнота функциональных спецификаций (системных требований). 6. Чрезмерная загруженность. 7. Ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования. 8. Ошибки в переговорах. 9. Ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков. 10. Редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика). 11. Слабость координации. 12. Ненаглядное предоставление результатов для оценки.