г. Москва, 4 февраля 2016 г. Вебинар «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» Лектор: Волосовец Татьяна Владимировна директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого- педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 4
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 5
Инклюзивное образование Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Адаптированная образовательная программа Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 8
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность. 9
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС – документ прямого действия Основные принципы стандарта: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Стандарт включает цели и задачи, а также планируемые результаты в виде целевых ориентиров, достигаемых через работу по образовательным областям Стандарт вводит прямой запрет на тестирование детей в дошкольном возрасте. 10
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 11
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ СТАНДАРТОМ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 12
ЦЕЛЬ ООП Создание образовательной модели, обеспечивающей полноценное и разностороннее развитие личности каждого ребенка. 13
ЗАДАЧИ ООП - Реализация комплексного подхода к организации образовательного процесса; - Обеспечение ДОО набором образовательных модулей для разработки содержания каждой образовательной области; - Создание социальной ситуации развития 14
Принципы и подходы к созданию ООП - комплексность; - системность; - индивидуализация; - возрастной подход; - вариативность. 15
Основная образовательная программа Содержание ОП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различны видах деятельности; Конкретизация и дополнение педагогических задач; Определение форм и методов; Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования 16
Основная образовательная программа Направленность на удовлетворение актуальной социокультурной потребности в охвате всех категорий детей: дети младенческого и раннего возрастов, дети с ОВЗ, с одаренностью, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др. 17
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В СТАНДАРТЕ 1.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ 5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 18
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевые ориентиры дошкольного образования являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса 19
Достижение целей и готовность к переходу на следующий уровень Создание условий реализации программы: Психолого-педагогических; Кадровых; Формирование развивающей предметно- пространственной среды; Материально-технические; Финансовые Переход между уровнями определяется готовностью школы, а не ребенка. 20
21 Новые механизмы деятельности детских садов Реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС ФГОС Формирование задания учредителя и расчет субсидии на основе нормативных затрат требования к условиям, структуре образовательных программ и результатам контроль качества мониторинг принятие решений обратная связь Выпускники Поступающие 21
Письмо Рособрнадзора / Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соответствие с требования федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Основные направления деятельности и права комиссии а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций…
В заключении комиссии указываются : Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации…; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого- медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ Приказ Минобрнауки 1598 От 19 декабря 2014 года, зарегистрирован Минюстом 3 февраля 2015 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация).
Предмет регулирования Стандарта Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки 1598 От 19 декабря 2014 года, зарегистрирован Минюстом 3 февраля 2015 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Критерии мониторинга качества дошкольного образования субъекта Российской Федерации; Критерии мониторинга качества дошкольного образования муниципальных районов и городских округов; Критерии мониторинга качества дошкольной образовательной организации.
При разработке критериев необходимо учитывать две важные составляющие мониторинга качества дошкольной организации – внутреннюю и внешнюю: внутренний мониторинг качества дошкольного образования включает самостоятельный мониторинг образовательной организации и мониторинг родителей, являющихся потребителями услуг данной организации, а также мониторинг дошкольной образовательной организации учредителем; независимый (внешний) мониторинг качества дошкольного образования включает мониторинг надзорных органов, экспертный мониторинг профессиональных сообществ, общественных и иных организаций.
ПРИКАЗ Министерства образования и науки от 28 мая 594 Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15)
Группы комбинированной направленности ООП Группы общеразвивающей направленности АОП АООП Группы компенсирующей направленности Дошкольная образовательная организация ООП АОП
34 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Приглашаем на следующий вебинар 12 февраля 2016 г. Тема: Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста Лектор: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, заслуженный учитель России, лауреат премии Правительства РФ в области образования Регистрация на