Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Advertisements

Методология гуманитарного знания ИТК ФИИ РГГУ, февраль – апрель 2011 Аркадий Перлов.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 3-й курс 5 сентября – 19 декабря 2011, понедельники
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, сентябрь – декабрь 2010.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 13 мая – 10 июня 2010.
Проблемы современной науки в контексте культуры Вводное занятие.
Проблемы современной науки в контексте культуры (экс- методология гуманитарного знания) Вводное занятие.
Итоговая работа Содержание и оформление. Структура работы В работе должны быть тезисы, отсылающие к материалу как минимум 5 блоков лекций: ФИО, факультет,
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии ФИИ РГГУ, музеология, 1-й курс магистратуры.
Современные проблемы науки в контексте культуры Вводное занятие.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Современные проблемы науки в контексте культуры - ч. II, весенний семестр 2011 Вся презентация – комментарий к программе, очень пестрой, но вразумительной.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 15 и 22 декабря, четверги, занятия в январе.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 11 мая – 8 июня, пятницы,
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Транксрипт:

Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа

План Общая характеристика курса Программа лекций Принципы отчетности Поддерживающие курс ресурсы

Как сложился курс? Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии, того, что мы будем называть стратегиями и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.

Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии – «оказывается, я говорю прозой». В идеале – чтобы «скрипели мозги». Поскольку я не знаю, от чего они скрипят у каждого конкретно слушателя, пока: Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше, донести до однокурсников то или иное содержание.

Программа 13 мая, среда, ауд. 429 I. Вводный блок.. Оформление новоевропейского гуманитарного знания. Программа научного знания (Р. Декарт). Эмансипация специфически гуманитарного проедставления о науке: Джб. Вико. 20 мая, среда, ауд. 429 II. Классические (позитивистская, философски-умозрительная, романтически- интуитивистская) стратегии гуманитарного исследования. 21 мая, четверг, ауд. 442 III. Методология гуманитарного знания на рубеже XIX-ХХ веков. Неокантианство, М. Вебер, прагматизм. «Эра подозрения». 3 июня, среда, ауд. 442 IV. Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: от неопозитивизма (через фальсификационизм и социологию знания) к герменевтике. 10 июня, среда, ауд. 442 V. Методология гуманитарного знания во второй половине ХХ века (на примере структуралистской и постструктуралистской программы). Методологическая программа М. Фуко. Постмодернизм.

Итоговая отчетность (предположительно, неаудиторные варианты): 1) «Словник» (будет на сайте В задание входят два понятия или имени и две т.н. «гносеологические конструкции». 2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, вопросы будут на сайте). 3) Рефераты. «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития герменевтического направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы не принимаются, все писать своими словами. 4) Рецензии на уч. пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц.

1. «Словник». Два понятия или имени и две «гносеологические конструкции». 1) демаркация 2) методологическая дистанция На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы- страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего). 3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции 4) типичные клише гуманитарной мысли Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.

2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, вопросы будут на сайте). 3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития герменевтического направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы не принимаются, все писать своими словами.

4) Рецензии на уч. пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех методологических позиций, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно быть не меньше трети от общего текста. 4-6 страниц.

Полезные ресурсы Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., Контакты: