Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе
Метод Кейс-стади – история вопроса Case-stady – анализ ситуаций Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации. Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде. Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы
Современная ситуация в образовании Классическое образование Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель Результат – знания Постклассическое образование Индивидуальность Неустойчивость Инновации Непрерывность Творчество и неповторимость Самоцель Результат – компетентность, самостоятельность
Специфика метода КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы, который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке. КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.
Методологический контекст
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса Образование определяет цели и задачи интегрированные в кейс-метод Наука – третий источник кейса
Типы кейсов Практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура Кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Приложения
Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения
Как организовать работу с кейсом Вне аудитории Определение темы кейса Проведение исследования Подготовка кейса Разработка вопросов к аудитории В аудитории Презентация кейса Организация работы малых групп по анализу кейса Презентация работы групп Анализ и оценивание результатов
Как организовать работу Текст КС должен быть роздан обучающимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы В начале занятия проверяется знание слушателями материала КС Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени
Как организовать работу В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать!
Как организовать работу Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств) Преподаватель организует и направляет общую дискуссию Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Результаты работы с кейсом Учебные Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Профессиональные компетенции педагога Организации совместной деятельности Организация коммуникации Консультирование Проблематизация Рефлексия Исследование и выбор исследовательских методов Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.
Принципы организации работы Партнерство, сотрудничество и взаимодействие Творчество и создание авторского продукта Проектирование совместной деятельности и процесса обучения Выбор способа представления позиции и результата работы Прагматизм