«Тульская Гармонь» МИЛА ВАФИНА 10Б КЛАСС
«Тульская Гармонь» Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники. Ведь отечественное производство гармоник началось именно в Туле. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской.
Примерно с 1820 году производство простых ручных гармоник в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики начал оружейник Тимофей Воронцов. А 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки простейшую 5-ти клапанную гармошку. Сначала он открыл гармонную мастерскую, в которой, копируя этот образец, стал изготовлять такие же, а затем организовал у себя и массовое производство гармоник.
Наиболее значимой фабрикой гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске двух- и трехрядных венских гармоник. Об успехах этой фабрики свидетельствует то, что в 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух- и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905–1907 гг. фабрика начала изготавливать и трехрядные хроматические гармоники – «левая по правой (выборные) и ножные басы», которые к 1914 г. были отмечены золотой, и тремя серебряными и бронзовыми медалями.
Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской империи. Звуковые возможности гармоней, ввозимых из-за границы, не удовлетворяли русских музыкантов, а к тому времени уже проявилась одна из художественно-стилевых особенностей тульских гармоней – их неповторимое камерное звучание. Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал гармонную мастерскую, где работал с 6-ю своими сыновьями, самым талантливым из которых был Геннадий: в 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордового набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Генадия Чулкова применяется на всех «венских» гармониках, что придает всем произведенным в Туле гармоникам особое художественно-стилевое звучание басовых партий.
Уже первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но в то же время имели существенный изъян – у гармоник отсутствовал хроматический строй, что ограничивало музыкально- художественные возможности инструментов. Создание гармоники с хроматическим строем стало первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента. Одним из усовершенствователей и пропагандистов гармоники был тульский мещанин Николай Иванович Белобородов (15 февраля 1828 – 28 декабря 1912). В 1870-е гг., стараясь расширить ее возможности, он предложил мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову изготовить инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера.
Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой, включавшей не только семь основных нот, как обычно, но пять полутонов. Первый ряд был оставлен таким же, как в обычной тульской гармонике с русским строем, а хроматические полутона были вынесены во второй ряд. Такое расположение давало возможность быстро освоить новшество всем, кто был знаком с русской двухрядной гармоникой. Новая хроматическая гармонь получилась не только необыкновенно певучей, но и внешне красивой: в отделке были использованы древесина кипариса (предположительно), слоновая кость, кожа, перламутр, поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация. Увидеть первый экземпляр изобретенной Белобородовым хроматической гармоники можно в одной из комнат мемориального музея Николая Ивановича Белобородова.
В середине 1880-х г.г. Николай Иванович Белобородов создает кружок любителей игры на хроматических гармониках. Деятельность оркестра продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В дальнейшем ученик и соратник В. П. Хегстрем возобновил дело, начатое Белобородовым. Заслуги нашего земляка состоят в не только в создании хроматической гармоники новой конструкции, но и в организации первого в мире оркестра гармоник, который стал образцом для множества больших и малых оркестров из гармоник и у нас, и за рубежом. Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский - Титаренко назвал «баяном».
В 1930 г. в Туле начинается строительство гармонной фабрики на Привокзальной плотине. Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для преобразования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании и строительстве государственных фабрик. Началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. За 1928–1931 гг. было кооперировано человек. Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве была устроена первая выставка гармоник, проводившаяся одновременно со Вторым конкурсом гармонистов. После этой выставки для фабрик была введена стандартизация и установлен твердый ассортимент нужных моделей гармоник. В 1930-е годы происходит дальнейшее расширение фабричного производства гармоник. Большое внимание уделяется и совершенствованию звучания баянов.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была настолько велика, что из армии стали приходить требовательные письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» И в 1943 году выпуск музыкальных инструментов был возобновлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. В начале 1943 году Тульский обком партии и облисполком приняли решение организовать на базе артели «Тульская гармония» ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты сели первые 250 мальчишек и девчонок. Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров.
Тульский баян экспонировался в 1967 г. на международной выставке в Монреале. В настоящее время «Тульская Гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его. Следование народным традициям позволила создать уникальный музыкальный инструмент – баян «Русь» (патент от 20 октября 2000 года). Тульские баяны звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках прославленных исполнителей. Спасибо за внимание!