Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что вы знаете о жизни Древней Руси? Кто такой был вещий Олег? «Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории.
Advertisements

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне,
Материалы к урокам литературы в 6 классе. В год 912… И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего,
Школа - интернат VIII вида пос. Паркового Краснодарского края Презентация к уроку развития речи 9 класс Выполнила: З.В. Попова, учитель чтения и развития.
Бурчук Любовь Николаевна школа 184 Калининский район.
Интегрированный урок литература – история - русский язык в 6 классе.
Урок-викторина по творчеству А.С. Пушкина для 8 класса.
Тема урока: «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». О летописном источнике «Песни о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о.
а) древнерусские летописи; б) русские народные сказки; в) исторические песни.
Цели урока: 1. Показать интерес А.С. Пушкина к истории. 2. Сопоставить балладу и летописный источник. 3. Развивать навыки анализа поэтического текста,
А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» Поэтический пересказ древнего летописного текста.
Урок литературного чтения в 4 классе Планета знаний Учитель Войцеховская Е.В.
1822 Песнь – древний способ прославления А. С. Пушкин. « Песнь о вещем Олеге »
подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 62» г. Барнаула Алтайского края Глазиной Еленой Александровной Октябрь 2010 г. для учащихся.
Интегрированный урок литература – история - русский язык в 7 классе.
Александр Сергеевич Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Князь Олег Вещий Олег Князь Олег, в последствии прозванный в народе Вещим, начал править в Новгороде после смерти Рюрика.
А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественный мир В.М.Васнецова Учитель русского языка и литературы филиала МОУ Отъясской СОШ в п.Рабочий Морохотова.
Перун Даждьбог Тризна ПЛАН: 1.Князь отправляется в поход. 2.Встреча с кудесником и его предсказание. 3.Прощание князя с конём. 4.Князь пирует с дружиной.
В творческой мастерской Александра Сергеевича Пушкина.
Транксрипт:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

В ПВЛ порядковое описание действия, хотя повесть рассказывает о точно таком же времени и событиях, но Пушкин кажется читателю внимательней к мелочам, конкретнее. А С концентрируется на определенном сюжете, для него моральная история «Олега с конем» гораздо важнее всех военных походов, ПВЛ – все по порядку с одинаковой значимостью. Из-за этого Пушкин кажется нам шире, объемнее. Аббревиатура ПВЛ расшифровывается как Повесть Временных Лет

У Пушкина больше конкретики, мелких (возможно недостоверных) деталей-фактов: например, указано, что старик – жрец Перуна, или что за предсказание судьбы князь готов дать в награду коня. А С П раскрывает характеры героев: «Волхвы не боятся могучих владык, … Правдив и свободен их вещий язык…» Дальше кудесник льстит князю. Реакция Олега на столь неприятное известие: П «Олег усмехнулся, - однако чело И взор омрачился думой» ПВЛ «Запали эти слова в душу Олега…» П описывает чувства героя – усмешка, тяжкие думы, омрачившийся взор.

Еще один интересный эпизод – прощание с конем: ПВЛ «Никогда не сяду на него и не увижу больше» - сухо, резко, передача главного смысла. П «И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой» - называет коня товарищем, другом, верным слугой - характер князя, отношение к своему другу. Проходит 4 года, Олег возвращается на родину, желает увидеть кости коня.

ПВЛ – насмехается над словами жреца «..посмеялся и сказал…» П – гневается «Кудесник, ты лживый, безумный старик!» Совершенно разное отношение к смерти Олега в 2 произведениях : ПВЛ заканчивается народной скорбью, похоронами (здесь и проявляется отношение народа ¬- автора к Олегу) Смерть же просто принимается: «Змея ужалила его в ногу. Он разболелся и умер». У Пушкина смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира. Жрец – язычник, змея – языческий символ. Конь в средневековье – хтоническое, загробного мира животное. Пушкин связывает все одной нитью судьбы. В пвл все случайно, совпадение. У Пушкина – все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть. Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом, а ПВЛ как исторический, документальный источник.

Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­ цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение. …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

Олег усмехнулся однако чело И взор омрачился думой. В молчании, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.

Презентация Пилипенко Е.Р 7 «Д»