Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Advertisements

Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Беррес Фредерик Скиннер ( ) Теория оперантного научения.
Бихевиоральные теории Теории научения Основные принципы 1.Человек понимается как реактивное существо, подвергающееся воздействию внешних обстоятельств.
Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15.
Психология как наука о поведении (бихевиоризм). Презентацию подготовили студентки Тверского филиала РАНХиГС Группа ГМУ 71 Пристанскова Луиза,Чистякова.
БИХЕВИОРИЗМ Оперантное обусловливание. Бихевиоризм : оперантное обусловливание Поощрение усиливает поведение, в то время как наказание ослабляет его.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Использование научного знания в менеджменте Плотников Михаил Вячеславович Москва, 2005.
НАУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ НАУЧЕНИЕЯ И ЕГО ВИДЫ. Научение – это устойчивое, целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое.
В основе содержания данного курса лежит следующий алгоритм: 1.«Я - свободный человек». Курс «Мой выбор» базируется на естественном праве человека быть.
Человек в организации. 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
- сформировать у школьников первичные умения критически оценивать любую социальную ситуацию и представляющуюся возможность и делать обоснованный выбор.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Формирование и структура Социальная установка ( аттитюд )
Учебный проект «Механизм образования условного рефлекса» Хрисанова А.П. Мамедова Г.Д. Истилеева А.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Транксрипт:

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера

В отличие от принципа классического обусловливания «стимул реакция» (S R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция стимул» (R S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Исходная причина лежит в самом организме. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма.

Ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается.условного рефлекса Кроме того, оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира

Ученые говорили: о возможном способе влияния на поведение человека через воздействие на его результаты. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. связь между стимулом и реакцией осуществляется по средствам подкрепления-поощрения или наказания.

Принципы оперантного обусловливания: o наличие подкрепления: положительное т.е. поощрение, либо негативное- наказание; o незамедлительность подкрепления; o генерализация стимулов; o наличие последовательного подкрепления.

Виды оперантного обусловливания Оперантное обусловливание имеет две основные формы: инструментальное научение и творческое научение.инструментальное научение творческое научение В инструментальном научении подкрепляется просто случайное поведение, нужное нам или находящееся на пути к нужному нам. Подкрепление производится в простейшей форме, методом наград и наказаний (вариант - методом элементарного положительного и отрицательного подкрепления), и научение происходит за счет примитивных форм нервной деятельности, без включения разума. В творческом научении подкрепляется в первую очередь включение разума, поисковой творческой активности в нужном направлении, для чего используются сложные и творческие методы подкрепления, существенно отличающиеся от простого метода наград и наказаний.

Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач: формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека, для формирования такого поведения используют различные стратегии - «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.; закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление; уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа; поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

Недостатки теории обусловливания: Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. Большой разрыв между теорией и практикой. Отсутствие стабильных результатов. Отсутствие объяснений о том, как появляются абсолютно новые формы поведения.