Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Требования к периодизации: 1)описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2)определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3)устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4)периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.
Критерии построения научной периодизации в разных направлениях: 1. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом. Критерий внешний по отношению к развитию признак (Г.С.Холл, выделение образовательных ступеней). 2. Критерий один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта) 3. Основа периодизации - внутренние закономерности процесса развития (А. Гезелл изменение темпа развития).
Периодизация Л. С. Выготского (учет внутренних закономерностей развития): «Единица» развития - психологический возраст Структура возраста социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика чередование кризисов и стабильных периодов. Критерии развития: - формирование ВПФ; -изменение системного и смыслового строения сознания; -изменение социальной ситуации развития; -формирование психологических новообразований. Критерии периодизации возрастные психологические новообразования и динамика развития.
Динамика переходов от одного возраста к другому: Стадии развития Стабильные стадии Кризисные стадии - плавным течением процесса развития; - изменения незаметны, накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования; Стабильные периоды характеризуются: - составляют большую часть детства, длятся, как правило, по несколько лет. - возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кризисные периоды: Играют большое значение, чередование стабильных и кризисных периодов лежат в основе детского развития. обостряются основные противоречия: -с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; - с другой стороны между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
- происходит изменение поведения, появление «трудновоспитуемости»; - происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах: Кризисные периоды характеризуются: - длятся недолго, несколько месяцев; - начинается и завершается незаметно, границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, размыты и неотчётливы, обострение наступает в середине; - развитие приобретает негативный характер, на первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. - возникшие новообразования, неустойчивы и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими и отмирают.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского : -кризис новорожденности -младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
5. Периодизация А. Н. Леонтьева Критерии периодизации: - место ребенка в системе социальных отношений; - ведущая деятельность. Возможно проявление кризисов, при этом неизбежность их возникновения зависит от правильного, разумно управляемого воспитания. Необходимы переломы, качественные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.
Место ребенка в системе социальных отношений Возрастные границы Ведущая деятельность Младенчество год Непосредственно эмоциональное общение Преддошкольный период 2- 3 года Овладение элементарными предметными действиями Дошкольное детство 3 года – 7 лет Сюжетно-ролевая игра Школьное детство лет Учебная Младший школьный лет Подростковый лет Юношеский лет
Периодизация Д. Б. Эльконина Критерии периодизации: - социальная ситуация развития; - ведущая деятельность; - психологические возрастные новообразования. Гипотеза о периодичности процессов развития: Периоды преимущественного развития Мотивационно-потребностная сфера (личностная сфера) Операционно-технические возможности (интеллектуально- познавательная сфера) Процесс развития заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития
Мотивационно-потребностная сфера развивается благодаря ведущей деятельности, ориентирующей ребенка на нормы отношений между людьми. Система отношений: «ребенок – общественный взрослый» Операционно-технические возможности ребенка развиваются благодаря ведущей деятельности, посредством которой усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. Система отношений: «ребенок- общественный предмет».
Закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек – человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек – предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Схема периодизации: цикл периоды фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода: - период развития мотивационно-потребностной, личностной сферы; - период развития операционно-технической, умственной сферы. Каждая эпоха отделена от другой большими кризисами, т. е. кризисами перестройки отношений личности с миром (кризисы 3, 12 и 17 лет) Периоды разделены между собой малыми кризисами, подготовки, рождения и развития индивидуального сознания и предполагают перестройку отношения к себе (1, 7, 15 лет).
Эпоха раннего детства Кризис новорожденности (0-2 месяца) Младенчество (2-12 месяцев) первый период эпохи раннего детства Кризис одного года (малый кризис) Ранний возраст (1-3 года) - второй период эпохи раннего детства Кризис трех лет кризис«Я сам» (большой кризис) Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) – первый период эпохи детства Кризис семи лет (малый кризис) Младший школьный возраст (7-11 лет) – второй период детства Кризис 12 лет (большой кризис)
Эпоха подростничества Младший подростковый возраст (12-15 лет) первый период эпохи подростничества Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками Кризис 15 лет (малый кризис) Старший подростковый возраст (15-17 лет) – второй период эпохи подростничества. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Кризис 17 лет