История Педагогики.
Предмет истории педагогики составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К 19-му столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания.
История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально- практических задач:
- изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
- выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;
- раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;
- на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;
Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания.
Она связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук – философии, психологии, частных методик.
Изучение исторического периода.
Археологическая периодизация. Существует следующая периодизация. -Палеолит (ранний, средний, поздний) Мезолит -Неолит -Энеолит -Бронза - Эпоха железа.
Палеолит 2,5 млн – XII-X тыс. до н. э. Ранний (2,5 млн. – 300 тыс лет до н. э.) Кочевой образ жизни. Занятия – охота, рыболовство, собирательство, переход к охоте. Начало изготовления орудий (рубило, отщепы, скребки, наконечники копий) Мышление и освоение огня. Появление родовой общины.
Орудия человека каменного века, найденные в Ольгине. 1. Наконечник стрелы из красноватого кремня. Нашел Виктор Александров в 1922 г. 2. Скребок из кремня. 3. Вторично отделанный наконечник стрелы из кремня. 4. Скребок из розоватого кварцита. Последние три предмета найдены Валентиной Вит- тенбург в 1922 г.
Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э.) Последний ледниковый период. Освоение новых материков Америки, Австралии Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы (погребение на боку, окрашивание в красный цвет, предметы для загробной жизни).
Захоронение неандертальца в пещере Эс-Схул (Палестина )
Рост населения, продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» - метательные орудия труда(дротики, гарпуны и т.д.) Строительство домов. Родовая община. Род – хозяйственная единица. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (в форме наскальной живописи и миниатюрных изображений. Изображение животных и женщины-прародительницы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм, мантика – практика гаданий) Поздний (40 – 10 тыс. лет до н. э.)
Периодизация Период Рамки Отличительные признаки Мезолит 12/10 тыс. лет назад – 8/7 тыс. лет до н.э. 1. Таяние ледника 2. Родовая община, выделение старейшин и военных вождей 3. Появление зачатков знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец 4.Занятия: охота (западни, ловушки, силки), собирательство, рыболовство, охота на морского зверя, приручение собаки, начало меж общинного обмена 5.Жилища: землянки. полуземлянки 6. Орудия труда: изобретение лука, копьеметалки, вкладышевая, микролитическая каменная техника
Периодизация Период Рамки Отличительные признаки Неолит 6 тыс.лет – 4 тыс.лет до н.э. 1. Позднеродовая община, родовая знать, родовая собственность на землю 2. Оформление религиозных представлений (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия); развитие знаний о природе. Развитие искусства (графика, орнаментация). Устное творчество, музыка, танец 3.Занятия: охота (западни, ловушки, силки), собирательство, рыболовство, охота на морского зверя, приручение собаки, начало меж общинного обмена. ПРОИЗВОДЯЩЕЕ хозяйство (з/д, скотоводство )-1 разделение труда, приручение рогатого скота 4. Орудия труда: каменные топоры, тесла, техника: шлифовка, сверление, полировка, пиление; изготовление глиняной посуды, тканей, мотыги, серпы, зернотерки, ступки, лодки
Периодизация. Период Рамки Отличительные признаки Энеолит (медно- каменный век) Бронзовый век 4 тыс. лет – 3 тыс. до н.э. 3 тыс. до н.э. – 2 тыс. лет до н.э. 1. Позднеродовая община, родовая знать, родовая собственность на землю 2.Занятия: охота (западни, ловушки, силки), собирательство, рыболовство, охота на морского зверя, развитие подсечного и появление пашенного земледелия 3.Жилища: глинобитные дома 4. Орудия труда: медный и бронзовый инвентарь (изготавливается по аналогии и подобию каменного). Изобретение колеса 5.Захоронения: могильники, похоронный инвентарь
Периодизация. Период Рамки Отличительные признаки Железный век 1 тысячелетие до н.э. 1. Переход к соседской общине, патриархат 2. Выделение умственного труда, переход от до письменности к письменности, развитие искусства 3.Занятия: охота, собирательство, рыболовство, охота на морского зверя, гончарное ремесло (печи, круг), ткачество (станок), обработка железа, 2 разделение труда (отделение ремесла) 4. Орудия труда: вытеснение каменных орудий железными 5. Увеличение обмена. 6. Совершенствование средств общения (дороги. Мосты, колесные повозки, корабли. Вьючные животные –верблюды, лошади) 7. Превращение избыточного продукта в прибавочный. Появление частной собственности, усиление неравенства
Древние государства Средней Азии.
Общие сведения. Первые государственные образования в Средней Азии возникли около 1 тыс. до н.э в местах: долины рек Амударьи, Мургаба, Зарафшанской и Кашкадарьинской долины.
Первоначально это были небольшие государственные образования или государства-оазисы. Источники свидетельствуют - в VII-VI вв. до н.э. в земледельческих долинах Узбекистана проживали согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, а их страна называлась Согдом, Бактрией, Хорезмом.
Древний Согд. Древний Согд, Сугул, Согдиана, область в бассейне реки Зеравшан и Кашкадарья (ныне на территории Узбекстана и Таджикстана). Река Заравшан. Территория Согда.
На территории Согда. находись такие крупные города Мараканда (Самарканд), Афрасиаб, Ходжент и др.
В 6-4 вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией Хорезмом и Арейей С. был включен в ее 11-ю сатрапию.
Древняя Бактрия Бактриана; греч. Βακτρα, Βακτριανή], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении).
Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура.
Мозаичный пол во дворце Ай-Ханум. III 1-я пол. II в. до Р. Х.
В первых веках I тыс. до Р. Х. в Бактрии. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Оборонительная крепостная стена Балха (Бактры).
Культура Бактрии характеризуется стойким сохранением местных традиций и большой восприимчивостью к внешним влияниям. В эллинистический период греко- македонянами были построены неск. городов, созданы новые ирригационные системы
Памятник Кампыртепе.
Руины древнего города в Термезе
Древняя оборонительная стена Балха. Крепость В Бактрии Афганистан.
Древний Хорезм. Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте ; Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» Хваризам.
Ещё в кон. 2-го тыс. до н. э. утвердилась местная культурная традиция и культура (Амирабадская культура, 9-8 вв. до н. э.) т.е основа первой государственности и ее государственное объединение. наиболее развитые центры этого объединения лежали в басс. Мургаба и Герируда.
Около VIIIVII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIIIVI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.
Городские центры хорезма славились свой обороноспособностью, габаритами, и архитектурой. Кой- крылган кала
Джанбаскала
Зароастризм.
Древнейшие письменности Предметное письмо Пиктография Идеографическое письмо Иероглифы Кли́нопись Слоговое письмо Алфавитное письмо
Первые рукописные тексты
Летопись – запись важнейших событий из года в год (из лета в лето) Берестяная грамота – древнерусское письмо на бересте (мальчик Онфим – 13 век) Свиток – свёрнутая трубкой рукопись из пергамента Пергамент – специально обработанная кожа животных, чтобы на ней можно было писать Тетрадь – «четвёрка» - согнутые пополам листки объединяли в группы по 4 двойных листа
Веды («знание», «учение») Сборник самых древних священных писаний Были написаны в Индии Рассказы о богах индуизма в стихотворной форме Состоят из четырёх частей
Авеста («вера», «религия») Собрание священных текстов Часто переводится как «откровение Заратуштры» Они слагались в разное время в разных частях Ирана Традиционно делится на 5 «книг» и несколько не входящих в них других частей и фрагментов
Трипи́така («три корзины») Питака - «корзина» Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни Священны книги разделены на три раздела: Винайя-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака
История зороастризма Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном им от Бога Ахура Мазды В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
Аша и Друдж В основе этического учения зороастризма противопоставление двух поянтий: Аша и Друдж. Аша - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда. Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло
Ахура Мазда Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца мира в зороастризме, от которого получил откровение пророк Заратуштра.
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни Мазда - с праиндоевропейского «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».
Ангра-Майнью Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид. Ahriya mainyus «всеуничтожающий дух») олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахура мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
Ангра-Майнью Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
Огонь и свет
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они предают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное
Иерархия огней в зороастризме Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в раю. Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных. Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях. Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии. Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Священные огни Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников) Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов) Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии, огонь крестьян)
Обряд погребения Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении «дахме» для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны.
Зороастризм в современном мире В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы), также в результате эмиграции из обоих стран сложились общины прежде всего в США И в странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие» и Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.