Институциональная экономика и ее термины Подготовила: Науразбаева Карина группа: м-215
2 Институциональная экономика - отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономика - 1). Деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2). Наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
3 Экономические отношения - это объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и присвоения средств производства и предметов потребления.
4 Общественный институт (Свободная энциклопедия) - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования. Институт (БСЭ): - совокупность норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений; - наиболее распространенное название высших учебных заведений. Институт (по Ушакову) – общественное установление, распорядок, узаконенный какими-нибудь нормами.
5 В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом: «Институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе».
Понятие нормы Тогда, общественный институт - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, регламентированные (узаконенные) какими-нибудь нормами, правилами. Норма – от латинского «образец» (по Ушакову): 1. обычный, признанный обязательным порядок, состояние (языковая норма, нормы морали, нормы поведения); 2. узаконенное установление (правовые нормы). Норма (общественные науки) – правило поведения в определенной ситуации; формы регуляции поведения в биологических, технических и социальных системах.
7 Влияние нормы на поведение человека (социологический аспект) Норма - абсолютный детерминант поведения людей, который задается им извне и носит экзогенный характер. Поведение homo sociologicus всецело определено нормативной структурой общества. Нормы производны от характеристик общественной формации и подчинены задаче ее воспроизводства.
8 Влияние нормы на поведение человека (экономический аспект) Социальная трактовка исключает свободу выбора. Homo oeconomicus свободен в своем выборе, в том числе от ограничений, накладываемых нормами. Рациональное поведение (следование или избегание норм) требует от индивида сложных расчетов в условиях неопределенности». Рациональное объяснение норм результат осознанного выбора (болото)
9 Соглашения Соглашение совокупность норм, составляющих «правила игры», по которым осуществляется взаимодействие между людьми в той или иной сфере их деятельности, если выполняются следующие условия: 1)каждый подчиняется соглашению; 2) каждый думает, что все другие подчиняются соглашению; 3) вера в то, что другие выполняют предписание, является для индивида главным стимулом тоже его выполнять; 4) каждый предпочитает полное соответствие нормы соответствию частичному; 5) условия с 1-го по 4-е являются общеизвестными.
10 Правила Правила – это модели поведения, за нарушение которых налагаются санкции Правила – это форма общественных договоренностей, ограничивающая индивидуальное поведение, координирующая совместную деятельность, содержащая карающий аппарат
11 Институциональный анализ выделяет три типа действующих лиц: агент– человек, «подавленный» своей экономической ролью, которая и определяет все его поступки. Агент действует в рамках определенного института, а его действия сводятся к максимизации функции располагаемого дохода, прибыли; актор – человек, сознательно действующий и осуществляющий свой выбор; актер – человек, который тщательно пытается «играть» свою роль, значительная часть его усилий направлена на изображение лояльности институту.
Ментальные модели – это набор «внутренних рамок» деятельности, которые есть у каждого человека, к которым относятся знания, умения и навыки, ценности; это модель восприятия окружающего мира, который слишком сложен для восприятия во всем его многообразии. Совокупность знаний, умений и навыков определяют компетенции человека, то есть радиус его возможностей. Выделяют два типа компетенций: инструментальные компетенции – могут быть использованы для получения удовлетворения, дохода; профессиональные компетенции – определяют место актора в разделении труда с точки зрения других акторов.
Набор общих ментальных моделей, формируемых людьми в процессе их взаимодействия, представляет собой культуру общества. В литературе также встречается понятие «экономически значимая культура»– это набор ментальных моделей, разделяемых многими акторами. Изменение роли института связано с изменением экономически значимой культуры. Ментальные модели определяются рутинами – устойчивыми стереотипами, привычками в деятельности людей. Рутины можно также определить как «институт для себя». Появление рутин вызвано возможностью экономии времени, когнитивных действий и эмоционального напряжения. Простейшая классификация подразумевает существование трех типов рутин: технологических, поведенческих, экономических. На рисунке 2 представлено соотношение между компетенциями и рутинами.
Конвенции (соглашения) в отличие от института, не обладают механизмом принуждения: актор может не следовать конвенции и не быть при этом формально «наказанным», однако такое нарушение влечет за собой возникновение дополнительных издержек. Соглашение представляет собой общую для определенной группы людей систему знаний, навыков (в первую очередь – коммуникационных) и ценностных установок, позволяющую им взаимодействовать с низкими издержками. Возможны три стратегии поведения акторов применительно к институтам: следование институтам – актор становится агентом института, или актером, рассчитывающим на вознаграждение за неукоснительное исполнение роли. Его поведение рационально, если система институтов стабильна и обладает большими возможностями принуждения и вознаграждения; использование институтов – актор стремится извлечь выгоду из возможностей, предоставляемых институциональной средой, выбирая любую из ненаказуемых поведенческих стратегий. При этом он часто использует институты с иными целями, нежели они задумывались, относится к институтам как к обычным факторам производства. Чем лучше институт освоен, тем больше возможностей у актора по его использованию; проектирование и конструирование институтов – актор стремится изменить сам институт. Очевидно, что для этого он должен обладать соответствующими властными полномочиями и ресурсами.
Список литературы 1. institutsionalnoy-ekonomiki.htmlhttp://life-prog.ru/2_23859_osnovnie-ponyatiya- institutsionalnoy-ekonomiki.html 2. ekonomika/inst-ekonomika-1.html