Анкетирование как метод исследования Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД 31-13 Нехаев и Мухаметьянов Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД 31-13 Нехаев и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Advertisements

Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды.
Основные правила составления анкет Анкетирование Lixnatali.
Кобелева Надежда Александровна, учитель технологии.
Методы сбора социологической информации
Методы исследования : Наиболее часто в медико-социологических исследованиях используется метод опроса, в частности анкетирование и интервью. Интервью.
Определение Глубинное интервью Глубинное интервью слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным.
Презентация НА ТЕМУ: «СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ». Понятия анкета и анкетирование Анкета опросный лист, выполненный в виде таблицы, в столбцах и строках которой.
Анкетирование как вид опроса
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Анкетирование. Анкетирование- письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера.
Лекции Метод анкетирования в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Метод исследования - анкетирование Урок по основам проектной деятельности.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Лекция Маркетинговые методы изучения информационных потребностей.
Виды анкетирования Контактное Контактное Заочное Заочное Прессовое Прессовое.
Анкетирование. Процесс анкетирования 1. Определение целей опроса. 2. Выбор методов сбора данных. 3. Разработка вопросов. 4. Оценка вопросов. 5. Одобрение.
Краткая характеристика методов научного исследования.
Транксрипт:

Анкетирование как метод исследования Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и Мухаметьянов Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и Мухаметьянов

Что такое анкетирование? Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

Достоинства метода анкетирования Высокая оперативность получения информации; Возможность организации массовых обследований и сбора большого объема данных; Сравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих. Высокая оперативность получения информации; Возможность организации массовых обследований и сбора большого объема данных; Сравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.

Недостатки метода анкетирования Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; Влияние вопросов на ответы; Пристрастность респондентов; Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; Влияние вопросов на ответы; Пристрастность респондентов; Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут

Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; паспортичка.

1)По числу респондентов Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры; Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). 1)По числу респондентов Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры; Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). Виды анкетирования

2)По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки. Выборочное опрос части представителей выборки. 3)По типу контактов с респондентом Очное проводится в присутствии исследователя-анкетёра; Заочное анкетёр отсутствует: Рассылка анкет по почте ; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. 2)По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки. Выборочное опрос части представителей выборки. 3)По типу контактов с респондентом Очное проводится в присутствии исследователя-анкетёра; Заочное анкетёр отсутствует: Рассылка анкет по почте ; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Вводная часть Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

Основная часть Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. 1) Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. 2)Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. 3)После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. 4)Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. 1) Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. 2)Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. 3)После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. 4)Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

Паспортичка Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты

Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность (краткость), грамотность формулировки; Вопрос требует конкретного ответа; Отсутствие двусмысленности вопроса; Вопрос не должен быть наводящим или внушать определенный ответ; Должна быть доверительная обстановка; Учёт возраста и профессия опрашиваемых; Нельзя задавать нетактичные вопросы. Чёткость, лаконичность (краткость), грамотность формулировки; Вопрос требует конкретного ответа; Отсутствие двусмысленности вопроса; Вопрос не должен быть наводящим или внушать определенный ответ; Должна быть доверительная обстановка; Учёт возраста и профессия опрашиваемых; Нельзя задавать нетактичные вопросы.

Типы вопросов в анкетировании Закрытые вопросы ответ предполагает однозначный выбор между словом «да» и «нет». Открытые вопросы предполагает развернутый ответ и начинаются со слов: «Кто», «Что», «Как», «Где», «Сколько». Полуоткрытые. Альтернативные вопросы варианты ответа перечисляются через союз «или». Уточняющие вопросы. Резюмирующие вопросы. Закрытые вопросы ответ предполагает однозначный выбор между словом «да» и «нет». Открытые вопросы предполагает развернутый ответ и начинаются со слов: «Кто», «Что», «Как», «Где», «Сколько». Полуоткрытые. Альтернативные вопросы варианты ответа перечисляются через союз «или». Уточняющие вопросы. Резюмирующие вопросы.

По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными 1)Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. 2)Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по- своему. 3)Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых. 4)Прямые вопрос – вопросы которые позволяют получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. 5)Косвенные вопросы – вопросы, которые дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения. 1)Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. 2)Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по- своему. 3)Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых. 4)Прямые вопрос – вопросы которые позволяют получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. 5)Косвенные вопросы – вопросы, которые дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.

По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов А. Да – нет – вопрос, на который можно ответить да или нет. Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. В. Поливариантные вопросы – вопросы типа меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения. Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдо собеседников. А. Да – нет – вопрос, на который можно ответить да или нет. Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. В. Поливариантные вопросы – вопросы типа меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения. Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдо собеседников.

По своим целям вопросы делятся на следующие типы А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. - контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. - главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами. А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. - контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. - главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.

В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента. В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.

Этапы подготовки анкеты Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем; Разработка пробной анкеты; Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов; Анкетирование; Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта. Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем; Разработка пробной анкеты; Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов; Анкетирование; Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.

Спасибо за внимание