Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Практические комментарии и разъяснения Контроль ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА г. Москва, 2014
2 Цели регулирования Закона (ч. 1 ст. 1 Закона): обеспечение единства экономического пространства создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков (указанных в части 2 статьи 1 Закона) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности предотвращение коррупции и других злоупотреблений обеспечение гласности и прозрачности закупки эффективное использование денежных средств расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков стимулирование такого участия развитие добросовестной конкуренции
3 Принципы (ч. 1 ст. 3 Закона): информационная открытость закупки равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки
АУ расходуют предоставленные из бюджетов средства на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности по Закону 44-ФЗ (в части планирования и осуществления закупок, а также контроль; ч. 4 ст ФЗ). ГУП и МУП – с 1 января 2017 г. (ч. 26 ст ФЗ). Иные юридические лица расходуют предоставленные средства из бюджетов при реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства по Закону 44-ФЗ(осуществление закупок; ч. 5 ст ФЗ) 4 Статья 15 Закона о контрактной системе
5 Отношения, регулируемые Законом куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров); приобретением биржевых товаров; осуществлением размещения заказов в соответствии с Законом 44-ФЗ; закупкой в области военно-технического сотрудничества, а также в соответствии с международным договором Российской Федерации, предусматривающим иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности; осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками. Заказчики должны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона, за исключением отношений, связанных с:
6 Нормативные правовые акты, принимаемые (разрабатываемые) в целях реализации Закона Порядок определения совокупной доли участия РФ, субъекта РФ, МО в уставном капитале ХО, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дХО, совокупной доли участия дХО в уставном капитале их дХО, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия (ч. 3 ст. 1 Закон, ФАС России) Проект приказа проходит межведомственное согласование.
7 Порядок определения совокупной доли Предлагается определять совокупную долю участия РФ, субъекта РФ, МО в уставном капитале хозяйственных обществ посредствам суммирования прямого государственного участия. «Дочки» «Внучки» Уведомления заказчики, у которых изменяется доля участия указанных в Порядке лиц, направляют такие данные в адрес своих дочерних хозяйственных обществ в течение 10 рабочих дней с момента совершения сделки, иных действий, повлекших изменение указанной доли.
8 Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Установление ответственности за нарушение требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (ст. 7 Закона, ФАС России) Официально опубликован Вступает в силу Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Субъекты, привлекаемые к административной ответственности: 1. Юридические лица 2. Должностные лица: лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц члены комиссии по осуществлению закупок Давность привлечения к ответственности – 1 год. 9 Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
10 Осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме д/лица – от до , юр. лица – от до За повторное проведение закупки товаров, работ, услуг не в электронной форме более двух раз д/лица – от до либо дисквалификация до 1 года Осуществление закупки товаров, работ, услуг не по правилам 44-ФЗ при отсутствии положения о закупке на ООС д/лица – от до , юр. лица – от до Нарушение предусмотренных сроков размещения информации о закупке на ООС д/лица – от до 5 000, юр. лица – от до Неразмещение на ООС информации о закупке д/лица – от до , юр. лица – от до
Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 11 Несоблюдение предусмотренных требований к содержанию извещений и (или) документации о закупке д/лица – от до 3 000, юр. лица – от до Предъявление требований к участникам, к закупаемым товарам, работам, услугам, к условиям договора, оценка и (или) сопоставление заявок по критериям и в порядке, не указанных в документации д/лица – от до 3 000, юр. лица – от до Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания ФОИВ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его территориального органа д/лица – от до , юр. лица – от до Непредставление или несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках и поставщиках д/лица – от до , юр. лица – от до Нарушение установленных сроков размещения на ООС изменений, вносимых в положение о закупке д/лица – от до , юр. лица – от до
12 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона Постановление Правительства РФ от «О внесении изменений в положение о ФАС России»: ФАС России определен в качестве ФОИВ, уполномоченного на : определение совокупной доли участия РФ, субъекта РФ, МО в уставном капитале хозяйственных обществ (ХО), совокупной доли участия юр.лиц в уставном капитале дочерних ХО (дХО), совокупной доли участия дХО в уставном капитале их дХО (ч. 3 ст. 1 Закона); определение порядка уведомления заказчиков об изменении доли такого участия (ч. 3 ст. 1 Закона); ведение реестра недобросовестных поставщиков (ч. 1 ст. 5 Закона).
13 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона (2) Постановление Правительства РФ от «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»: Утвержден перечень товаров, работ и услуг. Закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона). Установлены исключения из Перечня: информация о закупке не подлежит размещению на официальном сайте в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона; потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения; закупка у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке.
Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (ч. 2 ст. 4 Закона). В план не включаются сведения (информация) о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну и в отношении которой принято решение Правительства РФ. В плане могут не отражаться сведения (информация) о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 (500) тыс. рублей (ч. 15 ст. 4 Закона). План должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Допускается корректировка плана. ВАЖНО! Если закупка осуществляется в форме ТОРГов – изменения в план должны быть внесены и размещены не позднее размещения таких извещений (п. 9 Правил формирования плана). 14 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона (3)
Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (ч. 18 ст. 4 Закона). Устанавливает порядок размещения на официальном сайте: Положения о закупке; Планов закупки товаров, работ, услуг; Извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора; Разъяснений документации о закупке; Информации об отказе от проведения закупки; Протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора; Отчетности о заключенных договорах. Удаление размещенной на официальном сайте информации о закупке допускается исключительно на основании предписания ОИВ, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением требований Закона, или по решению суда. ВАЖНО! Протоколы должны содержать в том числе информацию, предусмотренную положением о закупке, и размещаться в полном объеме. 15 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона (4)
Постановление Правительства РФ от «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 3 ст. 5 Закона). Утверждает: Перечень сведений, включаемых в РНП; Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФОИВ, уполномоченный на ведение РНП; Правила ведения РНП; Форму РНП; Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП. Примечание. Приказ ФАС России от /13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 16 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона (5)
17 Реестр недобросовестных поставщиков Уклонение от заключения договора Решение суда о расторжении договора РНП 30 дней с даты уклонения либо со дня заключения договора со 2-м участником 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда ВАЖНО!!! Соблюдение порядка заключения договора, установленного в документации о закупке.
Правительство РФ вправе установить (п. 2 ч. 8 ст. 3): Особенности участия СМП; Годовой объем закупки; Порядок расчета указанного объема; Форму годового отчета и требования к его содержанию. С 1 января 2016 года в случае не достижения годовых объемов закупок у СМП или размещения недостоверной информации о нем (неразмещение такого отчета) положение заказчика считается не размещенным с 1 февраля такого года и до начала следующего (часть 8.1 статьи 3 – появится с ). Проект постановления разработан Минэкономразвития России. Предполагаемая дата вступления в силу Особенности участия СМП в закупках
18 % - годовой объем закупок у СМП от совокупного годового стоимостного объема договоров не менее 10% на «специализированных» закупках Закупки, в которых установлено требование о привлечении СМП в качестве соисполнителе й «специализи рованные» закупки – только для СМП Закупки - при проведении закупки победителе м стал СМП 19 Проект постановления об особенностях участия СМП в закупках
Приказ ФАС России от /13 « Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (Зарегистрирован в Минюсте России , дата официального опубликования в Российской газете Вступил в силу ) – не действует. ФЗ от внес изменения в статью 18.1 Закона 135-ФЗ – по правилам которой рассматриваются жалобы на заказчиков при закупке в соответствии с Закона 223-ФЗ. ВАЖНО! Статья 17 Закона 135-ФЗ распространяется на закупки, проводимые в соответствии с Законом 223-ФЗ. 20 Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона (12)
21 Полномочия ФАС России по осуществлению контроля за соблюдением Закона Рассматриваются жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях: неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению, или нарушения сроков такого размещения; предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона 44-ФЗ; неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у СМП. Жалобы рассматриваются в порядке, установленном статьей 18 1 Федерального закона «О защите конкуренции» вне зависимости от выбранного заказчиком способа закупки.
22 Распределение полномочий между ФАС России и его территориальными органами Центральным аппаратом ФАС России рассматриваются жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых (начальная цена договора) составляет свыше одного миллиарда рублей и на действия (бездействие) операторов электронных площадок. Иные жалобы на действия (бездействие) заказчиков при проведении закупок рассматриваются территориальными органами ФАС России: по месту нахождения заказчика; по месту нахождения филиала заказчика – в случае если закупка осуществляется филиалом заказчика (по согласованию с территориальным органом). При этом ФАС России вправе поручить территориальному органу рассмотрение жалобы, а также принять решение о рассмотрении жалобы в центральном аппарате ФАС России.
ч.2 ст ФЗ Лица, подавшие заявки Иные лица, если обжалуются действия, связанные с нарушением порядка размещения информации, подачи заявок ч.10 ст ФЗ Участником закупки (любое юр.лицо, соответствующее требованиям, установленным в соответствии с положением) 23 Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб Кто вправе подать жалобу СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ (ч. 4 и ч. 5 ст ФЗ) 10 дней со дня размещения итогового протокола 3 месяца: 1)если закупка не состоялась 2)если не заключен договор
Жалоба подается в письменной форме в антимонопольный орган не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо со дня размещения и должна содержать: 1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются; 2) наименование, сведения о месте нахождения (для юр.лица), ФИО, сведения о месте жительства (для физ.лица) заявителя, почтовый адрес, , номер контактного телефона и факса; 3) указание на обжалуемую закупку и адрес сайта, на котором она размещена; 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, соответствующие доводы; 5) перечень прилагаемых к жалобе документов. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ. о возвращении жалобы о принятии жалобы В течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы антимонопольный орган принимает решение Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб 24 о направлении жалобы по подведомственности
Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: она не содержит сведения, предусмотренные ч. 6 ст Закона о защите конкуренции; она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами; наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика; антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика. Антимонопольный орган, в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю об этом с указанием причин возвращения жалобы. 25 Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб
В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган в течение трех рабочих дней со дня ее поступления: -размещает информацию о поступлении жалобы, -направляет уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления по электронной почте, оно направляется заказчику по адресу, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу, указанному в жалобе. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного ч. 11 ст Закона о защите конкуренции) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. 26 Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб
Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в порядке, установленном ст Закона о защите конкуренции. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки. 27 Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб
Антимонопольны й орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи предписания. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ч.9 ст.18.1 Закона о защите конкуренции. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган: 1. направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы 2. размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. 28 Антимонопольный контроль за проведением закупок: порядок рассмотрения жалоб
Томах Мария Сергеевна, Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 29