Как и в литературе, в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века существовало множество направлений, каждое из которых имело своих поклонников и противников. Возник ряд группировок, кружков, объединений художников. Появлялись новые приемы, стили письма, новые изобразительные жанры. Все это стимулировало общественный интерес к живописи, который, в свою очередь, вызвал настоящий расцвет выставочной и издательской деятельности в этой области. Арист á рх Васильевич Лентулов « Василий Блаженный » 1913 Илья Иванович Машков « Натюрморт » 1913
Реалистическое направление, ставящее своей задачей творческое, но при этом как можно более верное воспроизведение действительности, в живописи той поры представлял И. Е. Репин. В х х годах он создал много портретов, в которых сильное и колоритное письмо сочетается с глубоким психологизмом, умением использовать позу, жест модели для ее образной характеристики ( например, портрет Элеоноры Дузе ). Илья Ефимович Репин « Портрет Элеоноры Дузе » 1891
Исаак Ильич Левитан, блестяще владевший навыками пейзажного письма, в конце XIX века создал жанр « концепционного пейзажа », или « пейзажа настроения ». В его работах состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души ; пейзажные зарисовки передают целую гамму общепонятных ассоциаций и переживаний – от тревожных до интимно - лирических (« Вечерний звон », « Над вечным покоем », « Март »). « Вечерний звон » 1892 « Над вечным покоем » 1894« Март » 1895
Заметным явлением для той эпохи было также творчество Виктора Михайловича Васнецова, одного из первых художников, обратившихся к русскому фольклору. Он писал свои картины по мотивам русских былин и народных сказок (« Иван - царевич на сером волке », « Богатыри »), а также на темы из национальной истории (« Царь Иван Васильевич Грозный »). В росписях Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался возродить церковную монументальную живопись, которая во второй половине XIX века пришла в полный упадок. « Алёнушка » 1881
Самым ярким представителем импрессионизма в России считается Константин Алексеевич Коровин. В х годах он использует светлую, как бы мерцающую цветовую гамму, импульсное эскизное письмо, а в х годах обращается к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом. Работая театральным декоратором, Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций. « Портрет Ф. И. Шаляпина » 1911 « Гурзуф » 1914
Центральной фигурой искусства рубежа веков может по праву считаться ученик Репина - Валентин Александрович Серов. Его творчество формировалось под влиянием реализма, однако в таких работах, как « Девочка с персиками », « Девушка, освещённая солнцем » заметны черты раннего русского импрессионизма. Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обострённым чувством красоты и способностью к трезвому анализу. С х годов импрессионистские черты в творчестве Серова постепенно исчезают, зато всё более последовательно развиваются принципы стиля модерн. « Девочка с персиками » 1887 « Девушка, освещённая солнцем » 1888
В 1903 году московские участники выставок учредили объединение « Союз русских художников ». Для творчества основного ядра « Союза русских художников » характерны демократическая направленность, интерес к родной природе и самобытным чертам народной жизни. В недрах « Союза » развивался русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем ( К. Ф. Юон, « Троицкая лавра зимой »). Игорь Эммануилович Грабарь « Февральская лазурь » 1904 Константин Фёдорович Юон « Троицкая лавра зимой » 1910
В 1907 году в Москве возникло другое крупное художественное объединение – « Голубая роза ». Его участники испытали, с одной стороны, влияние постимпрессионистских приёмов Борисова - Мусатова, а с другой – стилистики модерна. Отсюда характерные черты их живописи : плоскостность и декоративная стилизация форм, поиск утончённых цветовых решений, лиризм образов, ориенталистские мотивы. ориенталистские Павел Варфоломеевич Кузнецов Натюрморт « Бухара » 1913
Художники объединения « Бубновый валет » противостояли как традициям реализма XIX века, так и мистико - символистическим тенденциям начала ХХ века. Основным принципом своего искусства они сделали выявление изначальной материальности и « вещности » натуры. Построение формы цветом, подчеркнутая деформация и обобщение объёмов, нарочитая грубость и осязаемость фактуры, броская, жизнерадостная, почти лубочная красочность – благодаря всему этому художники « Бубнового валета » утверждали в живописи чувственно - полнокровные, красочные стороны бытия. Чуть позже важным компонентом изобразительного стиля « Бубнового валета » стал футуризм. Арист á рх Васильевич Лентулов « Василий Блаженный » 1913
Футуризм улавливался в абстрактном искусстве, принципиально отказывающемся от каких - либо признаков изображения реальных предметов в живописи и графике и составляющем при помощи цветовых пятен и линий неизобразительных композиций, предназначенных выразить чувства и фантазии автора. Теоретиками и практиками абстрактного искусства в России стали В. В Кандинский (« Дамы в кринолинах », « Импровизация 7») и К. С. Малевич (« Чёрный квадрат »). Василий Васильевич Кандинский « Импровизация 7» 1910 Казимир Северинович Малевич « Чёрный супрематический квадрат » 1915
Ориентализм определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции ( литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Супрематизм направление в авангардистском искусстве, основанное в 1- й половине х годов К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний ( в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника ). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Абстракционизм направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма достижение « гармонизации », с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.