Введение в пропедевтику детских болезней Лекция 1 для студентов, обучающихся по специальности – Лечебное дело.
Цель: На основе полученных знаний определить роль и значимость пропедевтики детских болезней для формирования профессиональных качеств высокоспециализированного специалиста.
План лекции: 1. Понятие «педиатрия». Исторические этапы педиатрии. 2. Понятие о пропедевтике. История развития диагностики. 3. Выявление первых признаков заболевания, распознавание болезни. 4. Особенности психологии общения с пациентом.
Педиатрия Педиатрия- это наука, изучающая закономерности развития детей, причины и механизмы развития заболеваний; способы их распознавания, лечения и профилактики.
История развития педиатрии Гиппократ - IV век до н.э. «О ПРИРОДЕ РЕБЕНКА» Цельс, Гален, Соран: о детях, уходе за ними и воспитании. В 787 г. организован первый воспитательный дом в Милане Глиссон ( 1650 )- труд о рахите; Нил Розен фон Розенштейн- Первое руководство по педиатрии (1764) ; Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья».
История развития педиатрии Семен Герасимович Зыбелин ( )
История развития педиатрии Степан Фомич Хотовицкий ( ) Николай Алексеевич Тольский ( )
ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ «propaideo» – «обучаю предварительно» изучает закономерности роста и развития детей; дает знания клинической анатомии и физиологии детского возраста;
ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ Задачи: Распознавание болезней внутренних органов (диагностика). Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов.
РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ДИАГНОСТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Матвей Яковлевич Мудров ( ): впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни. Сергей Петрович Боткин ( ): создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. Василий Парменович Образцов ( ): разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного. Николай Дмитриевич Стражеско ( ): был учеником и преемником В. П. Образцова, продолжившим разработку методов исследования внутренних органов. Георгий Федорович Ланг ( ) разрабатывались методы функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени.
Основные методы исследования больного Расспрос больного или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание). Осмотр (лат. «inspection»). Ощупывание (лат. «palpatio»). Выстукивание (лат. «percussion»). Выслушивание (лат. «auscultation»).
Вспомогательные методы исследования Измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.) Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.). Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).
Виды симптомов Симптом (от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – это признак какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не характерного для здорового организма явления. По информативной значимости: 1. Диагностические (патогномоничные) симптомы – свойственны только одному заболеванию. 2. Специфические симптомы – характерны для группы заболеваний одного органа или органов одной системы. 3. Неспецифические симптомы – характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов. 4. Симптомы, не характерные для данного заболевания – при данном заболевании не выявляются.
Виды симптомов По методу их выявления: 1. Субъективные симптомы – это симптомы, выявление которых основано на описании больным своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни. Они выявляются путем расспроса больных, т.е. субъективным методом исследования. 2. Объективные симптомы. Это симптомы, которые выявлены методами объективного исследования больного: осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами.
Виды симптомов По времени их возникновения: 1. Ранние (начальные) – возникающие на ранних, начальных стадиях развития болезни. 2. Поздние – возникающие в период разгара заболевания или в период выздоровления. По их прогностическому значению: 1. Благоприятные, указывающие на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение. 2. Неблагоприятные (угрожающие), свидетельствующие о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.
Синдром (от греч. «syn» – вместе, «dromos» – перемещаться, бежать – бежать вместе) – это группы симптомов, имеющие общий патогенез. Симптомокомплекс – группа симптомов или синдромов, характерных для заболевания, но не объединенных общим происхождением.
Особенности психологии общения с пациентом Медицинская деонтология- совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы. Согласно Международному кодексу врачебной деонтологии, выделяют два стратегических требования к врачу и среднему медицинскому работнику: 1) знание. 2) доброжелательное отношение к людям.
Особенности психологии общения с пациентом Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким родственникам. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента
Особенности психологии общения с пациентом При возникновении конфликта интересов медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
Литература: Основная: 1. Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Дополнительная : 1. Пропедевтика внутренних болезней/А.Л. Гребенев- М.: Медицина, с. 2. Пропедевтика детских болезней/ А.В.Мазурин И.М.Воронцов М.: Медицина, с.