Организация педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий (Кр. филос. словарь) Эксперимент – один из основных методов научного познания вообще и педагогического или психологического исследования в частности. В эксперименте создаются и изменяются специальные условия, для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение, что дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуямого явления (Дьяченко М.М.)
Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности ( А.С. Сиденко)
Эксперимент является таким методом педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. (А.А. Кыверялг)
В ходе эксперимента сознательно изменяют ход какого-нибудь явления путем введения в него новых факторов. Новый фактор, вводимый или изменяемый называемый экспериментальным фактором или независимы переменным. Фактор, изменившийся под влиянием независимого переменного, называется зависимы переменным.
Например, исследователь внедряет новую методику и проверяет, как она влияет на качество знаний учащихся. Независимой переменной является методика, а зависимы- качество знаний учащихся.
Виды педагогического эксперимента 1. Констатирующий – определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений по какому-либо разделу программы). 2. Поисковый -разработка методики и проверка эффективности ее фрагментов 3. Обучающий (формирующий), при котором обучение проводится с внедрением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективностью их применения.
4. Контролирующий, с помощью которого после обучающего эксперимента определяется уровень знаний, умений и навыков учащихся по материалам обучающего эксперимента. Один из видов эксперимента - сравнительный, при котором в одном классе (группе) работа ведется по одному материалу (методу), а в другом – по другому материалу (методу)
Виды эксперимента Этап ЦельРезультат Метод Констатирующ ий Выявление состояния проблемы в практике Обоснование актуальности темы исследования Анкетирование, интервьюирование, наблюдение, хронометраж, тестирование Поисковый Разработка методики и проверка эффективности ее фрагментов Методика обучения (конкретному виду деятельности, конкретной теме и т.п.) Наблюдение, анкетирование, хронометраж, экспертная оценка, тестирование Обучающий Проверка гипотезы исследования Скорректированная методика Анкетирование, тестирование, экспертная оценка Контрольный Подтверждение результатов обучающего эксперимента Корректированная методика, рекомендации по внедрению Тестирование
Этапы эксперимента 1. Начальный контроль знаний, умений, навыков 2. Воздействие на испытуемых каким-то новым фактором. 3. Заключительный контроль знаний, умений, навыков.
Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого- либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Сравнительный дидактический эксперимент 1. Выбор и уравнивание классов 2. Определение начального уровня знаний, умений или навыков по исследуя- мы вопросам 3. Эксперимент 4. Определение ЗУН учащихся после эксперимента 5. Прирост знаний 6. Сравнительная эффективность экспериментального фактора Учебная работа без введения экспериментального фактора Экспериментальные группы Контрольные группы Учебная работа с введением эспер и ментального фактора Нэ Кэ Кэ - Нэ = Дэ Н к К к К к - Н к = Д к Д = Д э – Д к
Последовательность выполнения экспериментальной работы : 1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач. 2. Создание программы эксперимента. 3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования. 4. Проведение эксперимента. 5. Количественная и качественная обработка результатов. 6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.
Действия при проведении эксперимента 1. Выбор и обоснование техники проведения эксперимента: постановка задачи выбор зависимой переменной или отклика выбор варьируемых факторов или независимых переменных выбор уровней для этих факторов (количественные или качественные, фиксированные или случайные)
2. Планирование: Необходимое число наблюдений Порядок проведения эксперимента Используемый метод Математическая модель описания эксперимента 3. Анализ: сбор и обработка данных вычисление статистик для проверки гипотез и их проверка интерпретация результатов