В ОЗНИКНОВЕНИЕ И УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Первые монастыри появились в Западной Европе в IV в., поначалу по образу ближневосточных монастырей, в которых монахи поселялись по нескольку человек и усиленно занимались молитвой, отрекшись от мира. Собственно западное монашество со своим особым уставом зарождается в VI в. Его основателем был Бенедикт Нурсийский, а самой крупной бенедиктинской обителью раннего средневековья стал монастырь в Монтекассино. Согласно «Правилам» Бенедикта существование монастыря должно было обеспечиваться трудом братии.
Таким образом, монастырь представлял собой довольно большой комплекс, куда входили кельи монахов, трапезная, собор, библиотека и хозяйственные постройки, в которые включались склады и амбары, хлев для скота и прочее.
С XXI вв. создаются объединения монастырей, подчиненных Центру, монашеские ордена. Так, например, клюнийский орден в 1100 г. насчитывал до 2 тыс. монастырей и небольших обителей. На протяжении всего средневековья основываются все новые и новые монашеские ордена цистерцианский, премонстрантов, картезианский и т.д., которые применяют все более и более суровые и аскетические уставы. Это было связано прежде всего с тем, что каждый новый орден постепенно наживал богатства, получал земли, приобретал зависимых крестьян и забывал о строгости и чистоте монашеской жизни. Средневековые монахи превращались подчас в крупных сеньоров, владевших обширными территориями и управлявшими целыми общинами.
Кроме того, монастыри выполняли и другие немаловажные функции. Они заботились о молитве и божественных делах, занимались сельским трудом и торговыми делами, собирали, хранили и создавали книги, содержали школы и писали хроники, давали приют странникам и паломникам.
В XXI вв. клюнийскими монастырями была выдвинута идея о необходимости ученой и созерцательной жизни для монаха, в противовес активной жизни с физическим трудом, который, по их мнению, не способствует воспарению духа к божественному. Именно клюнийские монастыри обладали большими коллекциями книг, архивами; и имели свои, славившиеся по всей Европе скриптории, где рукописи создавались
В классическое средневековье монастыри перестают быть привилегией сельской местности они появляются и в городе. Бывали случаи, когда в одном городе существовало несколько обителей одновременно