МОУ Отрокская средняя общеобразовательная школа «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века» Элективный курс 10 – 11 классы Авторская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века» для учащихся 11 классов (34 часа) ориентирован на тех, кто готовится.
Advertisements

Программа кружка «Интернет для юного историка» 6 класс Автор: Косяк Л.А., учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ5» г. Луга 2013 год.
Вариативный час по истории Курс «История русской культуры»
Электронный справочник к элективному курсу «Политический круиз» МОУ Зебляковская СОШ 11 класс.
Администрация Чкаловского района Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение Соломатовская общеобразовательная школа Методическая разработка.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
"Актуальные проблемы советской эпохи" Элективный курс для 11 класса.
ИКТ на уроках истории и обществознания. tver-school12.3dn.ru ( элект. адрес) ( элект. адрес) Мой сайт.
Курс по выбору тема: "За страницами учебника истории России ХХ века« Хачатуров Вартан Гургенович - учитель истории Курс по выбору тема: "За страницами.
Цена возрождения Как стоявшая на грани страна сумела стремительно восстановить народное хозяйство. (Семинар – дискуссия)
Инновационный продукт Программа «Изучаем нормы МГП МБОУ «СОШ 15»
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Патриотическое воспитание гражданина на основе поиска связи исторических событий с предметами школьной программы.
Автор проекта: учитель истории и обществознания МОУ СОШ 2 городского округа г. Буй Костромской области Маланова Н.Н. Муниципальное общеобразовательное.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«Первая Мировая война» Методика, известная как модульная технология, основана на представлениях о том, что всякий урок в модуле должен способствовать как.
Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей» ПРЕДСТАВЛЯЕТ на конкурс инновационных.
Загадки и тайны истории Программа элективного курса по истории Автор: Борщева Н. А. учитель МОУ г. Кургана «СОШ 67»
Транксрипт:

МОУ Отрокская средняя общеобразовательная школа «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века» Элективный курс 10 – 11 классы Авторская программа: Е.Н. Сорокиной Разработчик: Васютин Сергей Викторович - учитель истории и обществознания 2008г.

Пояснительная записка Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.) В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.) Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда ЗАДАЧ: - обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке; - обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно- политического, социально экономического развития России в XX веке; - способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; - способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов. - воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Учебно-тематический план Содержание обучения. Разделы, темы Кол-воЧасов Формы проведения Занятий Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века 2 часа Практикум (1ч) Дискуссия с элементами моделирования (1ч) 2 Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 6 часов Практикум (2ч) Дискуссия в форме «круглого стола» (2ч) Лекция, работа с документами (2ч) 3 Тема 3. Гражданская война: новые подходы 4 часа Пресс-конференция (2ч) Альтернативно-проектное моделирование (2ч)

4 Тема 4. Индустриализация и командно- административная система 4 часа Практикум (2ч) Урок - «киностудия» (деловая игра – обсуждение) (2ч) 5 Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? 4 часа Практикум (2ч) Урок-версия (1ч) Урок – судебное разбирательство (1ч) 6 Тема 6. Триумфальное поражение ? (Размышления о советско-Финской войне) 2 часа Практикум (1ч) Урок-альтернатива (1ч) 7 Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии 3 часа Практикум (1ч) Семинар с использованием видеоматериалов (2ч)

8 Тема 8. Страх или свобода? 2 часа Урок-исследование (2ч) 9 Тема 9. от горячей войны к «холодной», или мир, расколотый надвое 4 часа Практикум (2ч) Деловая игра-обсуждение (2ч) 10 Тема 10. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года… 3 часа Практикум (1ч) Проблемно-проектная дискуссия (2ч) Итого 34 часа Практикумы – 12 ч Семинары – 2 ч Дискуссии – 5 ч Лекции – 2 ч Моделирование – 2 ч Нетрадиционные уроки – 11 ч

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; - рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; - рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Список литературы Список литературы Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безымённого с Ф. Городецким // Новое время. – – С. 34. Бетлов, А. Ю. Россия в начале века. - М, Бердяев, Н. А. Самопознание. - М., С Буллок, А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. с англ. - Смо­ленск, Верт, Н. История Советского государства М, С Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории С. 29. Власов, Ю. П. Огненный крест. - М.: Издательская группа «Про­гресс», «Культура», Взгляды на М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Конд­ратьева, Л. Н. Юровского и современность. - М., Грант, Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. - М, С Геддис, Дж. Л., Ржевский, О. А. Два взгляда на одну проблему. Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты. - М, Грайнер, Б. Не все кошки серы. Страницы советской истории. Люди, проблемы, факты. М., Горбачев, М. С. Августовский путч (причины и следствия). - М, С Гейсенгский М. Г : популярный очерк. - М.-Л., Гайда, Ф. А. Февраль 1917 г: революция, власть, буржуазия // Во­просы истории Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., Геллер, М., Некрич, А. История России ( ). - М.: «МИК» и «Агар», Гордон, Л. А., Клопов, Э. В. Что было бы? (Размышления о пред­посылках и итогах, что случилось с нами в е гг.) - М.: Политиче­ская литература, Деникин, А. И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнило­ва. Август 1917 г. - апрель 1918 г. - М., Деникин, А. И. Путь русского офицера. - М: Прометей, Ельцин - Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. - М., С Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989. С. 45. Историки отвечают на вопросы. - М., С. 8

Колосков, А. Г., Гевуркова, Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М.: Просвещение, Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., Коротаев, В. И. Революция 1917 г.: авантюра или закономер- // Россия, 1917 г: взгляд сквозь годы. - Архангельск, С. 16. Киселев, А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории ( ). - М.: Издательство «ИЛБИ», Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М., Милюков, П. Н. История второй русской революции. - Т. 1. -Вып. 1. -София. Мери, В. Маннергейм - маршал Финляндии / пер со швед. - М., Проэктор, Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. - М., Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задачи по отеческой истории. - М.: Просвещение, «Учебная литература», Пятецкий, Л. М. История России XX в. - М.: Московский лицей, Пионтковский, С. А. Октябрьская революция. Ее предпосылки и ход. - М., Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера / пер с нем. - Смоленск- М., Рашитов, Ф. А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильст­венный переворот. - Саратов, Суворов, В. Ледокол. День. // Новое время Суворов, В. Последняя республика. Почему Советский Союз про­играл Вторую мировую войну? - М., Сталин, И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. - С Сборник материалов к изучению истории СССР ( гг.) / под ред. И. И. Долуцкого. - М., Сталинградская эпопея. - М.: Звонница - МГ, Леонтьев, В. Экономическое эссе. Теории. Исследования. Факты и политика. - М., С. 15. Лошнов, В. Т., Сазонов, В. В. Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? // Диалог Ленин, В. И. Полное собрание сочинений,-Т. 16.-С Лельчук, Л. В. Переписка на исторические темы. - М., Лельчук, Л. В. Индустриализация СССР: история, опыт, пробле­мы. - М., Хрестоматия по истории СССР / под ред. Э. М. Щаги-на.-М., Хавин, А. Ф. Краткий очерк истории индустриализации СССР. М., Чаянов, А. В. Крестьянское хозяйство. - М., 1989.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.