МАРКИ И ВИДЫ МАРОК Подготовила : Игликова А, гр.253 ТПС
Почтовые марки - специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью ( номиналом ). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов, осуществляемых почтой. Франкирование этим знаком, то есть маркирование отправления, свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства ( прежде всего пересылки и доставки корреспонденции : писем, открыток и т. п.)
Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой иклеем, нанесённым на оборотную сторону. Помимо номинала, на марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей ; зачастую на ней изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки.
Виды марок : 1. Марки общего пользования. 2. Служебные марки. 3. Марки - виньетки и им подобные.
Марки общего пользования : К ним относятся стандартные марки, которые печатаются очень большими тиражами. Их дизайн часто остаётся десятилетиями неизменным. В первую группу входят и памятные ( юбилейные, коммеморативные ) марки, приуроченные к тем или иным событиям и чествующие известных людей. Ещё одна большая подгруппа марки предметной тематики, которые, как правило, выпускаются сериями в несколько штук и украшены рисунками растений, животных, техники, репродукциями произведений искусства и т. п. Они являются ни стандартными, ни коммеморативными. К маркам общего пользования относят также почтово - благотворительные марки.
Служебные марки : Представляют собой служебные знаки почтовой оплаты, используемые учреждениями, организациями, включая почтовые службы, определёнными категориями лиц. Служебные марки для нужд почтовых служб. Их наклеивали, к примеру, на письма, если их вскрывали, чтобы определить получателя или отправителя. К этой подгруппе относят марки для писем, получатель которой отказывался их забрать или не был найден, а также штрафные марки. Порто - марки, или доплатные. С помощью этих марок указывается, сколько получатель должен доплатить в случае корреспонденции, не оплаченной или не полностью оплаченной отправителем. Когда появились почтовые марки для франкирования писем, или франко - марки, то в первые десятилетия порто - марки выполняли несколько иную функцию. Они использовались, если стоимость пересылки было трудно заранее определить, особенно при направлении писем заграницу. Марки полевой и солдатской почты. Первые применяются для оплаты писем в действующую армию, вторые в мирное время. Обычно эта пересылка осуществляется бесплатно
Марки - виньетки : Марки не служат для оплаты почтовой корреспонденции, хотя и распространяются через почтовые учреждения. Средства, собранные от продажи этих марок, перечисляются на благотворительные цели на поддержку государственных ссудных касс, почтовых работников, больных туберкулёзом и т. д. Первые благотворительные марки появились в 1904 году в Дании для сбора денег в фонд борьбы с туберкулёзом. Покупать благотворительные марки было делом добровольным, но в ряде стран, обычно в какой - то промежуток времени, такие марки распространялись в обязательной продаже. Первые благотворительные марки обязательного приобретения появились в Португалии в 1911 году для фонда помощи бедным. В РСФСР покупка этих марок имела добровольный характер. Благотворительные марки наклеивали на письмах вместе с почтовыми, в результате чего их также могли погасить почтовым штемпелем, и это может ввести в заблуждение неопытных филателистов, принимающих благотворительные марки за почтовые. Это же может случиться и с рекламными марками - виньетками, которые тоже могут иногда наклеивать на письма. Рекламные виньетки интересны своей графикой и несут информацию о разнообразных событиях выставках, международных ярмарках, спортивных играх и т. п. Существует большое множество агитационных марок - виньеток, например : « Боритесь с лесными пожарами !», « Изучайте международный язык эсперанто » и др.
Марки СССР :
Марки Республики Казахстан :
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !