Трактовка понятия музейная педагогика в России
Музейно-педагогические центры Творческая лаборатория "Музейная педагогика" кафедры музейного дела Российской академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики»
Предмет музейной педагогики – исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями.
Объект музейной педагогики – это культурно- образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды
Задачи музейной педагогики: 1. Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему. 2. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием. 3. Создание многоступенчатой системы музейного образования (школа – музей – учреждения дополнительного образования - вуз).
Методология музейной педагогики как способ познания сущности музейно-педагогического процесса по сути соответствует методологии педагогики. Личностный (Ш. А. Амонашвилли, И. А. Зимняя, К Роджерс и др.). Деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Диалогический, коммуникативный - с музейными вещами, педагогом; диалог культур, музейная коммуникация (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Д.Камерон, Г.С. Трофимова).
подходы Культурологический (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова), использующий положения аксиологической философии. Системный (Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин), рассматривающий педагогический процесс как систему. Компетентностный (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А. С. Хуторской).
Музейный предмет - одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включенных в состав собрания музейного.
ТИПОЛОГИЯ МУЗЕЕВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙСОЦИАЛЬНЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИКАТЕОРИЯ
ТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
музейная коммуникация
Педагогический процесс в музеи 1) субъект 2) объект педагогического воздействия 3) предмет их совместной деятельности 4) цель, как образ результата 5) Средства коммуникации
образовательная деятельность музея позволяет выделить две группы Профессиональные – музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко- краеведческого и искусствоведческого профилей. Непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские
Работа музеев с учащимися Дошкольники и младшие школьники
Специфика детского музея определяется: профильной направленностью коллекций взрослого музея; особенностями среды конкретного музея и степенью ее включенности в городское социокультурное пространство; уровнем взаимодействия детского музея с основными музейными службами; уровнем взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона; обеспечением музея профессиональными кадрами.
Педагогические задачи детского музея заключаются в: развитии и формировании визуальной грамотности и мышления; постижении языка музейного памятника; освоении через игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видео компьютерные технологии специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания; полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы; развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды.
Принципы функционирования детского музея: наглядность; интерактивность и полифункциональность музейного пространства; психологическая комфортность и безопасность деятельности в этом пространстве; обеспечение необходимых условий для занятий детей материально-художественной деятельностью; презентация результатов такой деятельности; исследование этих результатов.
Формы работы детского музея: студии и кружки; выставки; фестивали, конкурсы и праздники; издание информационных, научных и методических материалов; фонд детского творчества и художественно- педагогический архив.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ АУДИТОРИЕЙ Дошкольники в музее в возрасте от 3 до 6 лет
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ Посещения музея должны быть не чаще 34 раз в год с продолжительностью пребывания 4550 минут каждое. Эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея. Большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.
Дети младшего школьного возраста в музее В возрасте 69 лет дети приобщаются к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения.
Дети среднего школьного возраста в музее Подростковый возраст (от 10 до 15 лет)
ФОРМЫ РАБОТЫ СОТРУДНИЧЕСТВО МАСТЕРОВ И ГОСТЕЙ РОЛЕВАЯ ИГРА. ПРИЕМ ДИАЛОГА ПРИЕМ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Ресурсное обеспечение инновационного проекта Необходимое ресурсное обеспечение при применении проекта: · техническое – компьютерное обеспечение пользователей проекта (компьютерное рабочее место учителя, ученика, родителей или компьютерный класс – стационарный или мобильный); · информационное - регистрация в образовательной сети, обладающей эффективной систематизированной информацией; наличие доступа в сеть Интернет; · программное – наличие программ, обеспечивающих доступ к скоростному Интернету; · кадровое - профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной педагогические кадры
музейные проекты КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ возрастному составу аудитории, по целевому назначению и по содержанию.
По содержанию социальные проекты включают следующие: 1) арттерапевтические; 2) проекты, направленные против негативных социальных явлений (наркомания, алкоголизм, террор); 3) проекты, направленные на обустройство среды обитания, развитие городской среды.
По содержанию образовательные проекты классифицируются следующим образом: 1) проекты по изобразительному искусству; 2) проекты музейного профиля; 3) проекты, направленные на профессионализацию детей и молодежи; 4) проекты, посвященные возрождению народных традиций; 5) историко-культурологические проекты; 6) экологические проекты; 7) краеведческие проекты.
По целевому назначению музейные проекты делятся на социальные, образовательные и досуговые.
Российские социальные проекты представлены 1) арт терапевтическими проектами; 2) социальными проектами, направленными против негативных явлений в социуме; 3) социальными учебными (экспериментальными) проектами; 4) социальными проектами, направленными на развитие городской среды.
Образовательные проекты музейного профиля
По количеству участников По продолжительности По типу деятельности По количеству предметов 1) личностные 1) краткосрочные 1) творческий 1)монопроект 2) парные 2)средней продолжительности 2) исследовательский 2) межпредметный проект 3) ролевой-игровой 4)практико- ориентированный 5)информационный Типологии проектов.
Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный 2. Экспериментальный 3. Заключительный
Используемые методы приёмы и технологии Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые групповые индивидуальные
Механизмы реализации педагогического проекта
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Основные подходы к оценке результатов проекта
СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Обоснование необходимости проекта 2. Цели и задачи Проекта 3. Участники проекта 4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей 5. ЭТАПЫ 6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта 7. Оценка эффективности реализации Проекта