Технология развития критического мышления учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Обучение грамоте Тема: Согласный звук [ш]. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков. Учитель: Смирнова.
Формирование универсальных учебных действий путём развития музыкально- творческих способностей учащихся.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление- -это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку.
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления учащихся

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Одна из универсальных методик - технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно – РКМЧП)

«Критическое мышление» (альтернатива догматическое») будем понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление, т. е. активного и интерактивного процесса познания.

Данный тип мышления: помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Занятие в технологии РКМЧП состоит из трех фаз: 1. вызов 2. осмысление или реализация смысла 3. рефлексия или размышление

Задача преподавателя выстроить своеобразную лестницу уточнения целей: от общих требо­ваний общества к задачам образовательной системы, от них к задачам данного учебного заве­дения и далее к общим целям совокупности учебных программ и конкретного курса.

Принципы, важные для «нового образования»:

ребенок не готовится к жизни, он сейчас живет полноценной жизнью, и его личные проблемы столь же реальны и важны для него, как и личные проблемы, возникающие у взрослых;

развитие человека и, в частности, ребенка происходит через активное взаимодействие с ок­ ружающей жизнью;

развитие исследовательского мышления, а не только накопление заученных знаний;

обучение основано на личном опыте ребят, учитывает их потребности и интересы;

в основе организации учебного процесса целесообразная, самостоятельная, продуктив­ная деятельность

ЧТЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ Чем более читаете не размышляя, тем более Уверяете, что много знаете, а чем более Размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. что знаете еще очень мало.Вольтер

Формирование понятий одна из основных целей мыслительной деятельности, а умение критически мыслить средство для дости­жения этой цели.

Понятийно-терминологическая карта

Графический прием работы с понятиями Денотатный граф (от лат. denoto обозначаю и греч. grapho пишу) способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Чтение и анализирование «Кластеры» (блоки идей) TRAVELLING MEANS OF COMUNICATION HOLIDAY ALONG OR TOGETHER WITH FOREING COUNTRIES

«Ключевые фразы» to have a good time to be interested in history meet people…

ПРИЕМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ В процессе чтения мы воспользуемся еще одним приемом технологии формирования критического мышления в процессе чтения и письма «ИНСЕРТ».

Инсерт I interactive самоактивизирующая N noting системная разметка S system для эффективного Е effective чтения и размышления R reading and Т thinking « V » уже знал « + » новое « - » думал иначе « ? » не понял, есть вопросы

Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда Стратегия IDEAL I Выделите в тексте проблему. D Опишите ее (выявите ее суть). Е Определите варианты подходов к решению проблемы. А Действуйте (решайте). L Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

Стратегия «ЗИГЗАГ» Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ (Аронсон 1980; Джонсон и Холубек, 1990; Каган, 1990) основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся эксперта­ми в определенных областях изучаемой темы. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее чле­ны овладели ее темой в полном объеме.

ПИСЬМО ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ (как рефлексия)

Эссе После чтения текста или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее.

Синквейн Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знали не так уж много: японские танку, хокку. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.

Правила написания синквейна В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.N Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать: Название (обычно существительное)______________ Описание (обычно прилагательное)_______________ Действия ____________________________________ Чувство (фраза) _______________________________ Повторение сути ______________________________

Письменный круглый стол Это метод обучения, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы из 3 участников. К примеру, первый участник записывает какую-то идею, затем передает лист сосед) слева. Второй добавляет к этой идее свои соображения и передает лист дальше и т.д. по кругу.

Письмо вне чтения (как творчество) Предлагаем вашему вниманию модель процесса создания письменного текста, разработанную американскими педагогами Д.Маррей и Д.Грейвз: Инвентаризация. Составление чернового текста. Правка (опорное слово «правильность»).

Двухчастный дневник ЦитатаКомментарии

Трехчастный дневник ЦитатаКомментарии Вопросы к учителю

Очерк на основе интервью Проблемы ДАНЕТ Вывод

Резюме Каждая из этих стратегий призвана решить достаточно определенные предметные задачи: формирование понятий, умение выделять основные аспекты в изучаемой информации, уме­ ние графически представлять результаты работы с текстом, умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации. Вместе с тем, работа в режиме любой из предложенных стратегий предполагает следование принципам, заложенным авторами проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» для эффективной работы в технологическом режиме. Следование базовой схеме (Вызов реализация рефлексия) поможет ученикам и учителю сделать процесс развития критического мышления более целенаправленным и эффективным.

КОНЕЦ