Технология развития критического мышления учащихся
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Одна из универсальных методик - технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно – РКМЧП)
«Критическое мышление» (альтернатива догматическое») будем понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление, т. е. активного и интерактивного процесса познания.
Данный тип мышления: помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Занятие в технологии РКМЧП состоит из трех фаз: 1. вызов 2. осмысление или реализация смысла 3. рефлексия или размышление
Задача преподавателя выстроить своеобразную лестницу уточнения целей: от общих требований общества к задачам образовательной системы, от них к задачам данного учебного заведения и далее к общим целям совокупности учебных программ и конкретного курса.
Принципы, важные для «нового образования»:
ребенок не готовится к жизни, он сейчас живет полноценной жизнью, и его личные проблемы столь же реальны и важны для него, как и личные проблемы, возникающие у взрослых;
развитие человека и, в частности, ребенка происходит через активное взаимодействие с ок ружающей жизнью;
развитие исследовательского мышления, а не только накопление заученных знаний;
обучение основано на личном опыте ребят, учитывает их потребности и интересы;
в основе организации учебного процесса целесообразная, самостоятельная, продуктивная деятельность
ЧТЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ Чем более читаете не размышляя, тем более Уверяете, что много знаете, а чем более Размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. что знаете еще очень мало.Вольтер
Формирование понятий одна из основных целей мыслительной деятельности, а умение критически мыслить средство для достижения этой цели.
Понятийно-терминологическая карта
Графический прием работы с понятиями Денотатный граф (от лат. denoto обозначаю и греч. grapho пишу) способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Чтение и анализирование «Кластеры» (блоки идей) TRAVELLING MEANS OF COMUNICATION HOLIDAY ALONG OR TOGETHER WITH FOREING COUNTRIES
«Ключевые фразы» to have a good time to be interested in history meet people…
ПРИЕМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ В процессе чтения мы воспользуемся еще одним приемом технологии формирования критического мышления в процессе чтения и письма «ИНСЕРТ».
Инсерт I interactive самоактивизирующая N noting системная разметка S system для эффективного Е effective чтения и размышления R reading and Т thinking « V » уже знал « + » новое « - » думал иначе « ? » не понял, есть вопросы
Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда Стратегия IDEAL I Выделите в тексте проблему. D Опишите ее (выявите ее суть). Е Определите варианты подходов к решению проблемы. А Действуйте (решайте). L Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
Стратегия «ЗИГЗАГ» Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ (Аронсон 1980; Джонсон и Холубек, 1990; Каган, 1990) основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме.
ПИСЬМО ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ (как рефлексия)
Эссе После чтения текста или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее.
Синквейн Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знали не так уж много: японские танку, хокку. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.N Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать: Название (обычно существительное)______________ Описание (обычно прилагательное)_______________ Действия ____________________________________ Чувство (фраза) _______________________________ Повторение сути ______________________________
Письменный круглый стол Это метод обучения, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы из 3 участников. К примеру, первый участник записывает какую-то идею, затем передает лист сосед) слева. Второй добавляет к этой идее свои соображения и передает лист дальше и т.д. по кругу.
Письмо вне чтения (как творчество) Предлагаем вашему вниманию модель процесса создания письменного текста, разработанную американскими педагогами Д.Маррей и Д.Грейвз: Инвентаризация. Составление чернового текста. Правка (опорное слово «правильность»).
Двухчастный дневник ЦитатаКомментарии
Трехчастный дневник ЦитатаКомментарии Вопросы к учителю
Очерк на основе интервью Проблемы ДАНЕТ Вывод
Резюме Каждая из этих стратегий призвана решить достаточно определенные предметные задачи: формирование понятий, умение выделять основные аспекты в изучаемой информации, уме ние графически представлять результаты работы с текстом, умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации. Вместе с тем, работа в режиме любой из предложенных стратегий предполагает следование принципам, заложенным авторами проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» для эффективной работы в технологическом режиме. Следование базовой схеме (Вызов реализация рефлексия) поможет ученикам и учителю сделать процесс развития критического мышления более целенаправленным и эффективным.
КОНЕЦ